Перейти к содержимому
Форум варганистов
LeChat

К чему относится варган

Recommended Posts

Трубы, саксофон и прочее относятся к духовым инструментам, гитары - к струнным, скрипки, альты к смычковым и т.д. Подскажие, а к какой группе инструментов относятся варганы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Варган относят к семейству язычковых музыкальных инструментов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Довольно редко сталкивался с такими типами инструментов - какие еще музыкальные инструменты входят в группу язычковых?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Трубы, саксофон и прочее относятся к духовым инструментам, гитары - к струнным, скрипки, альты к смычковым и т.д. Подскажие, а к какой группе инструментов относятся варганы?

А возможно ли поместить фотографию варгана на этом форуме, я давненько хотел побольше узнать об этом инструменте, да все как то недосуг было. Вот наткнулся на форум и ищу помощи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На главную страницу сайта не пробовали заходить? ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Читала, что варган относится к классу язычково-щипковых инструментов! :rolleyes:

А раньше его считали просто щипковым. Однако, поскольку нам, варганистам, ;) приходится прилагать усилия, чтобы извлечь звуки из варгана, он вышел за рамки щипковых. :rolleyes:

А к язычковым - может, еще колокола относятся? ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Современные музыкальные исследователи выходят инструмент в подраздел резонансных, обладающих потрясающим свойством передачи не повторного звучания.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Современные музыкальные исследователи выходят инструмент в подраздел резонансных, обладающих потрясающим свойством передачи не повторного звучания.

Во-превых, "неповторимого", а во-вторых свои смелые заявление стоит хоть иногда подкреплять пруфлинками. ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть некоторое сходство с тростью саксофона - там похожее звукоизвлечение, только подкрепленное духовой частью. Так что наверное все-таки язычковый.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Современные музыкальные исследователи выходят инструмент в подраздел резонансных, обладающих потрясающим свойством передачи не повторного звучания.

Это что за подраздел????!!! :mellow::blink:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Варган относится только к язычковой группе инструментов, но никак не щипковой, хотя я бы его еще отнесла к духовой группе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Варган-этнический самозвучащий язычковый инструмент.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Приведите хотя бы пять фактов или отличий по которым варган можно идентифицировать в группе язычковых музыкальных инструментов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мое мнение двоякое:

1. Т.к. основным рабочим элементом инструмента является язычок, то, соответственно - язычковый инструмент.

2. В буквальном переводе с немецкого (МАУЛЬТРОММЕЛЬ) - ГУБНОЙ БАРАБАН, соответственно - ударный!!!!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Язычковый - это техническая характеристика. Встречал такое мнение, что варган - обертоновый инструмент

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Короче, барабан - палочниковый инструмент, потому что по нему палками бьют! Саксофон, пианино, гитара - пальчиковые инструменты. Какой щипковый, какой язычковый? Вы ещё назовите - держателевозлеротовой! Варган - ударно-резонирующий инструмент!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Трубы, саксофон и прочее относятся к духовым инструментам, гитары - к струнным, скрипки, альты к смычковым и т.д. Подскажие, а к какой группе инструментов относятся варганы?

Трубы. Саксофон. Да... Да... Здравствуйте. Немного поправить хотел. У трубы - мундштук, а у саксофона такая штуковина отсутствует. За то у саксофона присутствует другая штучка - по моему она называется трость - а в ней находится язычек. Да да. Саксофон родственник варгана по способу извлечения звука. Разнятся они лишь в способе колебания язычка - удар и дыхание...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У трубы - мундштук, а у саксофона такая штуковина отсутствует. За то у саксофона присутствует другая штучка - по моему она называется трость - а в ней находится язычек.

У саксофона есть мундштук, в который вставляется трость!))

Соглашусь, что по чисто техническим характеристикам варган - ударный, язычковый и т.д. Но, давайте возьмем, высотно-звуковую характеристику. Все европейские инструменты "настроены" на 12-ступенный звукоряд в рамках октавы (до-до#-ре и т.д.). На некоторых восточных инструментах (в частности, ситар) возможно взять 1/4 тона.

У меня к Вам вопрос: на варгане вообще ноты (в классическом европейском понимании) взять можно (я просто с этим никогда не сталкивался)? Если да, то как Вы играете, например, хроматический звукоряд?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всем доброго времени!

 

Давайте стремиться к грамотности по отношению к музыкальной теории. (-:

 

Во-первых, варган нельзя относить к ударным на том основании, что некоторые названия этого инструмента переводятся, как ротовой или зубной барабан или бубен. Если придерживаться этой логики, то с таким же успехом варган можно классифицировать, как инсектоидный музыкальный инструмент на том основании, что ряд названий инструмента связан с насекомыми (например, эстонский пармупилль - шмель, или чувашский варам-туна - комар).

 

Во-вторых, небольшой оффтопик, в трости саксофона нету никакого язычка. (-: Трость сама по себе выполняет функцию язычка.

 

А теперь перейдём к самому главному.

Во всех словарях и энциклопедиях варган называется самозвучащим язычковым/щипковым инструментом вовсе не потому, что эти словари писали глупые люди, не знающие, что такое варган, а потому, что эти люди хорошо разбираются в классификации инструментов и именно к указанным категориям варган подходит больше всего (по система Хорнбостеля - Закса которая здесь и обсуждается).

 

1. Почему "самозвучащий".

Потому что источником звука служит материал из которого сделан варган и его звучащая деталь, не нуждающая в дополнительном натяжении - язычок. Несмотря на то, что звучание варгана меняется в зависимости от того, как работают наши легкие, ротовая и носовая полость, гортань и т.д., мы всего лишь усиливаем и меняем изначальное звучание варгана, но не создаём его.

 

2. Почему "язычковый".

Язычковыми инструментами считаются те инструменты, звук из которых извлекается с помощью пластинки, закрепленной с одной стороны.

 

3. Почему "щипковый", а не "ударный".

Потому что способ извлечения звука более соответствует "зацеплению пальцем струны", чем, собственно, удару. Во-первых, язычок варгана более близок к струне, чем к мембране. Следуем элементарной логике: если оттянуть и отпустить струну - она зазвучит, как зазвучала бы при ударе по касательной; если на мембрану нажать и резко её отпустить - она, в зависимости от силы натяжения и строения резонирующего корпуса, либо не зазвучит, либо зазвучит, но не так, как при непосредственном ударе. Так вот: с язычком варгана дело обстоит так же, как и со струной, а не так, как с мебраной. Во-вторых, сравнивать в этом плане варган с такими ударными, как ксилофон, или тарелки от барабанной установки - вообще излишне.

 

4. Почему НЕ "духовой".

Потому что духовые инструменты - звучат исключительно засчёт столба воздуха, а на варгане можно играть, совершенно не используя при этом дыхание. В случае с варганом - дыхательные приёмы не являются, как правило, "звучащим телом". И даже если мы играем на варгане с помощью дыхания, не ударяя при этом по язычку, то этот приём не является основным для этого инструмента.

 

Если же мы будем классифицировать варган, опираясь на всякие дополнительные фишки, то инструмент можно будет назвать хоть фрикционным (трение пальца о язычок так же может использоваться, - и нередко используется!, - как приём звукоизвлечения). И в качестве сравнения: можно взять медную трубу и ударять палочкой по разным частям инструмента (и делать это гармонично и красиво), но труба не станет от этого ударным инструментом, а останется духовым.

 

Выводы.

 

Если классифицировать варган в рамках сложившейся музыкальной теории, то у нас получится именно самозвучащий/язычковый/щипковый инструмент. Если попытаться "усовершенствовать" эту теорию и прибавить к варгану все те эпитеты, которые здесь прозвучали, то получится самозвучащий ударно-резонансный, фрикционно-язычковый, обертоново-инсектоидный ротовой монстр и двоюродный брат саксофона до кучи, который попирает собой всю музыкальную теорию, которую придумали люди, которые, в отличие от нас, ну совершенно не разбираются в музыке. (-:

 

P.S.

Кстати, советую ознакомиться со статьёй С.В. Муратова "Классификация музыкальных инструментов" (мне очень понравилась его система классификации), или почитать что-нибудь о системе Хорнбостеля - Закса, а уже потом использовать терминологию этой системы. (-:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У меня к Вам вопрос: на варгане вообще ноты (в классическом европейском понимании) взять можно (я просто с этим никогда не сталкивался)? Если да, то как Вы играете, например, хроматический звукоряд?

 

Любой варган настроен всего на одну ноту. Остальное - это изменение высоты звука, игра на обертонах, но без изменения этой ноты.

 

Для того, чтобы играть на варгане по нотам, используются, например, варганные "сеты" (а ещё в XIX веке в Европе они, кстати, включали в себя до 12-ти варганов, каждый из которых был настроен на свою ноту), когда испонитель просто меняет варганы во время игры. Как правило, варганы закрепляются друг с другом специальными приспособлениями, хотя можно обойтись и без этого (правда, если использовать больше шести варганов, то держать их будет совсем уж неудобно).

 

Другой вариант - это варганы, ноту которых можно изменить непосредственно во время игры.

Например, изобретения Р. Загретдинова: с помощью технических нововведений мастер изобрёл пару варганов у которых, в процессе игры, можно изменить длину игровой (вибрирующей) части язычка.

 

Вообще, то же самое можно делать и с обычными варганами: сильно зажимая язычок пальцами с обоих сторон. Чем короче становится длина вибрирующей части - тем выше нота. Но это будет происходить в ущерб звуковым характеристикам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В сети варган практически везде считается самозвучащим. Но не все исследователи поддерживают это. так С. Шишигин ("Играйте на хомусе") называет варган не самозвучащим, так как без человека почти его не слышно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

То есть как это варган и самозвучащий, не могли бы подробней рассказать о самозвучащих инструментах...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Он не и самозвучащий, и нет. Строго говоря варган издает определенные звуки без контакта с ротовой полостью, но они очень тихие и невыразительные. Не практикуется игра на варгане без резонатора. По-этому его и не относят к самозвучащим инструментам, определение которым довольно точно дали выше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Самозвучащий" - это не просто слово, говорящее, что инструмент "играет сам", а термин из конкретной классификации музыкальных инструментов ("система Хорнбостеля - Закса"); определение там дано следующее:

 

В самозвучащих инструментах (идиофонах или автофонах) источником звука является сам материал, из которого сделан инструмент или его часть. В эту группу входит большинство ударных инструментов (за исключением барабанов) и некоторые другие. По способу извлечения звука самозвучащие инструменты подразделяются на три группы:

 

* щипковые (варган);

* фрикционные (краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники): инструмент вибрирует из-за трения другим предметом, напр., смычком;

* ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты);

* духовые самозвучащие (напр., Эолова арфа): инструмент вибрирует в результате прохождения через него потока воздуха;

 

А все упоминания "сам не звучит" происходят просто от незнакомства с определением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×