Аксентий 134 Опубликовано: 5 августа, 2014 С Аксентием мы тут обсуждали мимоходом, что господство конкретных школ с хорошо разработанной программой обучения, с большим количеством "конкретики" (вроде московской школы Турбодзен) - это не обязательно хорошо. Э-э, вот сейчас заглянет сюда кто-то из группы Турбодзен — и начнёт думать, что я втихую против их методов выступаю. Нет-нет, всё не так, я не говорю в таких случаях про какую-то одну конкретную школу. Я в таких случаях всегда говорю про все варганные школы разом. ((-: Вообще, я уже когда-то публиковал черновик по теме обучения игре на варгане в стиле «варган — это совершенно необычный музыкальный инструмент», он до сих пор доступен по этой ссылке и там как раз есть пара абзацев на тему «конкретных» школьных подходов и доступных альтернатив. Правда, с той поры прошло довольно много времени и сейчас я о многом написал бы иначе (особенно после того, как проштудировал «Теорию ощущений» Ананьева). Я вот всё думаю взяться переписать всё заново, но пока никак не хватает на это времени — слишком много дополнений, которые нужно туда внести. Но в следующей версии пособия суть всё равно останется прежней, так что мнение, озвученное в черновике, своей актуальности для меня не потеряло. а я не понимаю высокомерия по отношению к трем аккордам. жизнь не сложнее того, кто ее проживает. если человеку хорошо просто с одной нотой, этого достаточно. если человек склонен к академизму, ну тоже прекрасно. каждый на своем пути, главное идти по нему. Хорошо сказано, спасибо! Навело на мысль, что в следующую версию статьи про игру на варгане надо будет добавить пункт про профессиональную деформацию, которая встречается и в варганной среде, а в той или иной степени может проявляться у всех, кто серьёзно увлекается варганной музыкой. В этом ведь тоже есть свои подводные камни, влияющие на общую картину. 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Ergo 2 Опубликовано: 5 августа, 2014 Смотря ради чего учиться.Чтобы научиться играть на варгане для людей, я думаю достаточно применить к себе универсальную формулу:(Труд + время + знания) * слух (в данном случае) + талант = творческое развитие.Далее понять где "наш персонаж" менее развит и стремиться улучшать недостающие элементы.Умножение на способности человека я поставил не случайно. Наши органы чувств (да и вообще все органы), перед тем как реализовывать свой потенциал, требуют тренировки и развития. В этом плане школа Турбодзена сделала ход конем, приобщая музыкантов к нужным и важным напряжением тела.Талант и во все зависит не совсем от нас. Хотя некоторые утверждают что заменили его более усиленным трудом.А чтобы научиться играть для себя, важно пожалуй только одно умение - получать удовольствие от процесса. 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
StepChe 9 Опубликовано: 5 августа, 2014 думаю Турбодзен не поймут неправильно думаю, у них школа отличная, самая сильная у нас чегоужтам... вклад в развитие вносят огромный. Просто по этой причине не стоит уходить в одну конфессию, варган действительно разнообразен. Нужно создавать параллельные движения, а не противоположные и на базе того что уже есть.Любые джемы, слёты это хорошо. Мы тут вроде как за одно и то же, а не против чего то. Думаю прежде всего нужно из этого исходить. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Dmitry Solomin 67 Опубликовано: 6 августа, 2014 Извиняюсь, Аксентий, если не совсем точно передал суть нашего краткого диалога) Школу Турбодзен просто привел в пример, как самую именитую. Черновик твой в дороге открыть не получается, а ответить тут хочется) Конечно, в школах нет ничего плохого, и отлично, что они есть в нашей специфической среде. Но все-таки я согласен, что варган - инструмент не самый обычный хотя бы потому, что он, в сущности, молодой, даже будучи древним. Вконтакте, в Клубе Варганистов, был интересный диспут, где в том числе был поднят вопрос о "традиционной" и "авторской" музыке. Так вот, на мой взгляд, как традиционный инструмент варган - это обычный инструмент. Но как проводник "авторской", индивидуальной музыки - он еще совсем новорожденный, и это открывает широчайший простор для нас, варганистов. Надо быть очень одаренным музыкантом, чтобы сказать что-то новое на гитаре, скрипке или трубе. А варган позволяет ввсказаться не только одаренному музыканту, но и просто интересному человеку. И в этом контексте "школа" в классическом понимании может несколько замедлить или даже остановить процесс выкристаллизовывания авторских "высказываний". Опять же, может случиться и совсем наоборот - окончив курс, человек на основе приобретенных навыков и знаний выдаст самобытный шедевр. Но мне, как не-музыканту самоучке и фанату тотальной творческой свободы хотелось бы проверить, как будет работать "школа", основанная не на принципе "научись у других", а на закольцованной формуле "научи себя сам - научи других - научись у других". Так что джемы - это всего лишь самая очевидная форма такого взаимного обучения. Но по себе я понял, что уже с них можно вынести для себя немало полезного, а не только три аккорда. А ведь джемы можно адаптировать, структурировать и как-то обогатить для получения наилучшего эффекта. Такие мысли. 2 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
varganist 165 Опубликовано: 6 августа, 2014 а я не понимаю высокомерия по отношению к трем аккордам. жизнь не сложнее того, кто ее проживает. если человеку хорошо просто с одной нотой, этого достаточно. если человек склонен к академизму, ну тоже прекрасно. каждый на своем пути, главное идти по нему. Да лааадно :-) Игорь тебе показалось, у меня нет высокомерного отношения к трём аккордам, ни в контексте минимализма (я сам играю иногда композиции на одной ноте), ни в плане примитивизма, я ратую за музыкальное развитие варгана в стране, но никогда не говорил, что каждый неволен выбирать тот уровень, который ему нравится, а типа должен пилить и пилить. Выборы индивидуумом своего варганного пути, описанные тобой это само собой разумеющиеся свободы. Хорошо сказано, спасибо! Навело на мысль, что в следующую версию статьи про игру на варгане надо будет добавить пункт про профессиональную деформацию, которая встречается и в варганной среде, а в той или иной степени может проявляться у всех, кто серьёзно увлекается варганной музыкой. ЭЭЭЭ ????? Всё таки эта фраза написана под цитатой symbolkid о моём высокомерном отношении к трём аккордам. Э-э, вот сейчас заглянет сюда кто-то из группы Турбодзен — и начнёт думать, что я втихую против их методов выступаю. Нет-нет, всё не так, я не говорю в таких случаях про какую-то одну конкретную школу. Я в таких случаях всегда говорю про все варганные школы разом. ((-: Абсолютно поддерживаю, в контексте обсуждаемой проблемы обучения школу Турбодзен надо вычеркивать из критикуемых вами с Дмитрием. Насколько я знаю, там не диктуется никакого страшного музыкального наполнения, которое может затормозить открытие Америки создание "своего", авторского, уникального. Там учат профессионально исполнять базовые варганные приемы, а содержание музыки предполагается брать из подсознания и прочего (здесь могу ошибаться я не изучал детально эту часть их преподавания). Критиковать предлагаю только нашу варганную школу, поскольку мы пытаемся громко сказать очевидные для музыкантов вещи: необходимость обучения музыке. Я глубоко убеждён, что музыкант должен обладать определённым профессионализмом выражающимся в умении свободно исполнить на варгане музыкальную мысль (мелодию) любой сложности (если это конечно не выходит за рамки возможностей варгана), следующий этап это учиться сочинять музыку и импровизировать, под последним имеется ввиду умение не столько играть то, что приходит на ум, сколько способность импровизировать на любую музыкальную варганную тему, способность вплетать в нее своё и возможность идти не туда куда получается само, а развивать музыку в том направлении в котором вы хотите, например, плавно переходя к другой теме. У скептиков такого подхода сразу же возникнет сомнение, а не убьёт ли неповторимую индивидуальность и креативность такая система обучения (самообучения)? Давайте посмотрим на промере того, как Аксентий и я пишем? Только не музыку, а тексты. С музыкой я сразу сдаюсь, родить что-либо хотя бы отдалённо приближающееся по масштабности мышления к Романсу для варгана «Раздвоение» просто нереально (я не шучу, вот где настоящий минимализм и постмодерн). А вот что касается писательства, то сравните мою писанину – корявые тексты полные двусмысленностей (из-за неумения точно излагать мысли), через которые сложно продираться, полные ошибок, причём на их написание я трачу уйму времени, со статьями и постингами Аксентия – полная противоположность, автор способен выразить мысль любой сложности на бумаге не только очень красиво и доходчиво, но и одновременно, если захочет, может ей очень тонко и дружелюбно поддеть оппонента, и все это легко и виртуозно. Причем по мере чтения мы видим, что как в хорошем музыкальном произведении, все части публикации находятся в постоянном развитии, добавляя к основной теме новые мысли и краски, пока не доходят до кульминации, ну и.т.д. Не знаю, учился ли Аксентий писать в вузе, или его привело к столь свободному владению литературным языком саморазвитие, это не так важно, для варганиста-музыканта важно обучиться столь же свободно владеть музыкальным языком, ну и потом конечно покорять пики, под названиями «Творчество» 5200м, «авторское» 6200м и конечно «своё» 8 848м 2 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аксентий 134 Опубликовано: 6 августа, 2014 Черновик твой в дороге открыть не получается, а ответить тут хочется) Ну, даже и без прочтения статьи мы с тобой по ряду вопросов, судя по твоим мыслям, во многом сходимся. (-: Так что, думаю, что при случае как-нибудь и подробнее всё обсудим. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
varganist 165 Опубликовано: 6 августа, 2014 Но как проводник "авторской", индивидуальной музыки - он еще совсем новорожденный, и это открывает широчайший простор для нас, варганистов. Карл Ойленштайн играл свою авторскую музыку Английскому королю Георгу IV, Альбрехтсбергер и Хортман писали свои произведения в 18 веке, норвежец Кристен Форберг придумал свою композицию "Фанген" в 1720 х, это только те, информацию о которых сохранила история, авторы были всегда, как же иначе. Однако по меркам возраста нашей галактики они все новорожденные. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аксентий 134 Опубликовано: 6 августа, 2014 ЭЭЭЭ ????? Всё таки эта фраза написана под цитатой symbolkid о моём высокомерном отношении к трём аккордам Но это ведь не меняет того, что фраза у него замечательная. (-: А мой вывод, который я там озвучил, касается не только тебя, но и, повторюсь, практически каждого, кто серьёзно увлечён варганной музыкой, включая, само собой разумеется, и меня самого (в меру моего скромного уровня увлечённости). И хотя словосочетание профессиональная деформация и звучит устрашающе — это самое обычное явление в любой среде, которое лучше отслеживать и изучать. Я сейчас еще немного на пару других интересных мыслей отвечу, просто не буду всё в одно сообщение запихивать, чтобы не запутаться. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
varganist 165 Опубликовано: 6 августа, 2014 стер, не то написал. Твою фразу, да, заценил Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аксентий 134 Опубликовано: 6 августа, 2014 Я, пожалуй, не буду всё разбивать по цитатам, а отвечу на всё разом, чтобы не случилось очередной бесконечной истории. Начну с авторов и с того, что тут я всё же больше солидарен с мнением Дмитрия. Поясню этот момент подробнее. Можно вспоминать Хортмана, Форберга, Ойленштайна, Альбрехтсбергера, даже Космели и Коха в этот список добавить. Но, за исключениям Форберга, все они — представители одного единственного направления варганной музыки. Того, которое наиболее отдалилось от варгана и его особенностей, с игрой на наборе нотированных варганов, которые исполнитель меняет во время игры (это всё ещё интересная и впечатляющая варганная музыка, но те же обертоны и игра за счёт изменения тембра отступают здесь на второй план). Впрочем, если попытаться поискать по этой теме ещё, то можно будет найти упоминания и о других именитых авторах прошлого. Например, если заглянуть в «Старинные якутские музыкальные инструменты» Чахова, то там можно наткнуться на воспоминания о таких хомусистах как Ньиэт Быраат или Соппоун. И даже одних этих воспоминаний хватает для того, чтобы увидеть, что их подходы к музыке чуть более чем полностью отличались от подходов Космели или Ойленштайна. А если бы у нас была возможность охватить своим вниманием еще больше авторов далёкого прошлого, принадлежащим разных традициям и культурам, то мы бы увидели там огромнейшее разнообразие подходов к игре. Но история такой информации для нас не сохранила, так что мы все остаёмся в этой сфере невольными первооткрывателями. Те имена, о которых можно прочесть сейчас — это капля в море не в переносном, а в буквальном смысле. Достаточно просто посмотреть на те пласты информации — десятки и сотни тысяч страниц текстов, пособий, исследований и воспоминаний — которые связаны с изучением других инструментов и музыкальных направлений. Всё это изучено настолько досконально, что какие-то обобщённые исследования ушли в далёкое прошлое и теперь мы живём в мире, где исследовательскую карьеру можно построить, изучая такие узкие музыкальные направления как, цитирую названия диссертаций, «диалогические отношения вокальной и фортепианной партий в отечественной музыке 1930-1960-х годов», «выразительные и формообразующие функции ударных инструментов в музыке русского драматического театра рубежа XIX - XX веков» или — внимание! — «проблема формирования культуры интонирования у корейских певцов в аспекте исполнения сопрановых партий в операх Глинки и Чайковского». А варган до сих пор остается неизученным инструментом. И если смотреть в сравнении с другими инструментами — полностью неизученным инструментом (к этому еще можно добавить, что еще и такое явление как тембр музыки, на котором основано исполнение на варгане, до сих пор остаётся неким белым пятном музыкальной теории). Те немногие работы в области исполнительства, теории, истории, которые доступны сейчас, это лишь работы общего характера и малая часть от того, что могло бы быть. Это касается сразу всех аспектов варганной музыки: например, любой варганист, приложив некоторые усилия, может открыть и изобрести новый приём исполнения, который будет неизвестен другим варганистам. И это даже не сложно. Тут-то и начинается самое интересное. Переходя грань от игры в своё удовольствие на варгане к игре с каким-либо профессиональным ростом мы сталкиваемся с огромным простором для творчества. По сути, мы даже не знаем, с чем именно имеем дело и что можем открыть на этой стезе. Можем только догадываться о перспективах, если перемножим количество личных музыкальных подходов на бесконечные возможности речевого и дыхательного аппарата человека. Единственный вариант, как всё это упорядочить — это ограничить себя своим собственным или каким-либо существующим подходом. Так же, как в жизни мы ограничиваем себя одним или несколькими языками, на которых разговариваем. Это даёт хороший результат, даёт возможность лучше понимать своих единомышленников, но в нагрузку начинает капать убеждённость в том, что этот подход очень правильный. И если первое даёт нам сильнейший стимул к личному творческому развитию, то с обратной стороны монеты — тупиковый путь в общем-то. И совсем одно — придерживаться своего подхода; совсем другое — проецировать его на другие подходы. В конечном счёте, музыка не должна нести в себе какие-то конкретные качества, она может быть такой же разной как и люди. Для одних может быть важна музыкальная мысль — и это прекрасное качество музыки. Но для других может быть важным другое не менее замечательное качество музыки — музыкальное состояние. Для третьих — музыкальное действие, для четвёртых — музыкальное переживание момента, для пятых — вообще исключительно техника игры. Шестым — чистая, хаотичная и интуитивная импровизация будет давать такие мощные ощущения, которые они никогда не получат ни на концертах, ни от прослушивания какой-либо другой музыки вообще. И всё это будет оставаться музыкой, а в любом направлении можно будет идти к некой степени мастерства, даже если какое-то из них будет входить в явное противоречие с общепринятыми канонами о том, что есть музыка. И каждый, кто будет достаточно упорно двигаться в своём направлении, сможет очень подробно, убедительно и красиво обосновать свой выбор. Во всём этом меня особенно забавляет (хотя скорее уж огорчает, если честно) ситуация с нашими молодыми варганными тусовками, рождение и становление которых мне удалось наблюдать за предыдущие девять лет. Очень любопытно вспоминать о том, как раньше люди, собираясь из самого простейшего и чистого желания просто поиграть, с некоторой иронией обсуждали друг с другом о замкнутости существующих на тот момент варганных традиций и о том, как это странно — ограничивать себя какими-то эталонными и шаблонными приёмами и подходами, вместо того, чтобы искать свои собственные и развиваться. Но как только со временем такой собственных подход находится — человек всё забывает, не допускает к своим собственным подходам былой иронии, хотя вместе с такими подходами он получает и ту самую творческую замкнутость, замедляющую развитие, которая раньше вызывала у этого же человека непонимание. И это тоже, в общем-то, своего рода профессиональная деформация. В каком-то отношении это неизбежно (и в чём-то полезно), но и сильно уходить в какие-то крайности — это не самый лучший вариант. Конечно, всё и так будет само собой всесторонне развиваться, даже если все окончательно замкнутся на своих подходах. Просто это будет происходить гораздо медленней, чем могло бы — если не замыкаться, то между отдельными стилями и направлениями может происходить такой же мощный и живой обмен, как и между отдельными людьми, если они в достаточной степени открыты друг перед другом. И если уж даже в масштабах обмена между двумя людьми может возникать сильнейший результат, то уж из взаимодействия целых направлений можно было бы получить и вовсе огромные и непредсказуемые результаты. Но, конечно, необходимой для этого открытости между разными подходами вряд ли получится достигнуть. Последний абзац — это этакая музыкальная утопия. 2 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Dmitry Solomin 67 Опубликовано: 6 августа, 2014 Владимир, я ни в коем случае не критикую вашу школу (равно как и школу Турбодзен), и в твоем основательном подходе к музыке тоже не вижу ничего неправильного! Более того, сейчас, играя на варгане в группе с другими музыкантами, имеющими образование, пришел к пониманию того, что отсутствие у меня базовых музыкальных знаний сильно мешает коллективному творчеству. Потихоньку просвещаюсь. С чем я не согласен - так это что музыкант должен обладать определённым профессионализмом выражающимся в умении свободно исполнить на варгане музыкальную мысль (мелодию) любой сложности (если это конечно не выходит за рамки возможностей варгана), следующий этап это учиться сочинять музыку и импровизировать, под последним имеется ввиду умение не столько играть то, что приходит на ум, сколько способность импровизировать на любую музыкальную варганную тему, способность вплетать в нее своё и возможность идти не туда куда получается само, а развивать музыку в том направлении в котором вы хотите, например, плавно переходя к другой теме. Во-первых, на мой взгляд, музыкальная мысль далеко не обязательно должна быть мелодией. Скажем, существует жанр эмбиент, в котором создано немало интересной, удивительной и волнующей музыки без мелодий. Во-вторых, играть что на ум придёт - это же тоже отлично, продуктивно, интересно - и это тоже импровизация. В общем, мне думается, что музыка, варганная и не только, вполне может писаться, жить и адекватно восприниматься без учёта нот, интервалов, гармоний и других музыкальных понятий, и не перестанет от этого быть музыкой. Не ДОЛЖНА, подчёркиваю, но МОЖЕТ. Собственно, в свете этих взглядов я и рассуждал об альтернативной "школе" без учителей, где каждый будет готов: 1. к самообучению (в современных условиях теоретическую информацию достать легче лёгкого, а желание получить всё от учителя зачастую продиктовано обычной ленью, которая, в свою очередь, ничто иное как недостаток мотивации). 2. быть открытым для новых, может быть совершенно неожиданных вливаний в свой музыкальный ареал 3. делиться тем, что уже умеет Надеюсь, я достаточно пояснил свои мысли, чтобы не казаться более критиком или скептиком... разве что, может, немного идеалистом Каждый подход хорош, и прекрасно, что существует и "мелодическая" школа Владимира и Ко, и "ритмическая" школа Турбодзен. Прекрасно, что существуют национальные традиции, классическая музыка, современная музыка, поп-музыка и экспериментальная музыка. Просто я, наверное, ещё не нашёл себя во всём этом изобилии, мне всего мало - и поэтому хочется собирать с миру по нитке, комбинировать, перетасовывать. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
symbolkid 135 Опубликовано: 6 августа, 2014 В конечном счёте, музыка не должна нести в себе какие-то конкретные качества, она может быть такой же разной как и люди. Да, Аксентий, спасибо за понимание. Этот взгляд, он к любому инструменту подходит. Просто варган не так обложен теорией, как другие. Огранить самородок очень тонкое искусство. Шанс выдать ширпотреб, пользуясь чужими лекалами, очень велик. Теория великая вещь, но ей не учат правильно пользоваться. Шанс остаться кривой загогулиной - тоже, конечно, не лучший вариант. Но мне чуть более симпатичный) Да лааадно :-) Игорь тебе показалось, у меня нет высокомерного отношения к трём аккордам Я не имел намерения задеть, Владимир... Я какое-то время сильно интересовался, да и продолжаю интересоваться, африканской музыкой. Там много потрясающих музыкантов, которые переехали в Штаты, и влились в джазовые круги. Очень обидно наблюдать, как самобытный музыкант совершенно стирает свою самобытность, проходя через жернова джазовой тусовки. Меня этот аспект весьма волнует. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Dmitry Solomin 67 Опубликовано: 6 августа, 2014 Ха, Аксентий, ну прям мои мысли и мои чаяния высказываешь! Что делать со свободой - это проблема, конечно, не только варганная и музыкальная, но и вообще одна из ключевых в жизни И тут, как мне кажется, нереально остановить логичное постепенное самоограничение, потому что чем полнее свобода - тем хаотичнее продукты этой свободы. Для творческой личности именно "свой стиль" - это высшее достижение, потому что мы всё-таки всегда стремимся к созданию чего-то законченного, целостного, самоценного; создать бесконечную вселенную всё равно никто из нас не в состоянии, попытки объять необъятное неизбежно обречены на провал. Другое дело, что, даже создав "свой стиль", можно оставить в нём иглу для вливания свежей крови извне и жить за счёт этого, а можно запечатать себя в банке с формалином на музейной полке (или отлить себя в броне - в зависимости от масштаба "стиля"). Само собой, стремиться нужно к первому, ибо наблюдать за жизнью всем намного увлекательнее, чем смотреть на памятник. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
symbolkid 135 Опубликовано: 6 августа, 2014 Дмитрий, стиль это следствие того, что человек регулярно выражает пришедшие ему в голову идеи, изыскивая для этого наиболее подходящий способ. Нет? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Dmitry Solomin 67 Опубликовано: 6 августа, 2014 Дмитрий, стиль это следствие того, что человек регулярно выражает пришедшие ему в голову идеи, изыскивая для этого наиболее подходящий способ. Нет? Стиль - это когда другие слушают/смотрят/читают, и говорят "Да! Это **** и не может быть никто другой". А уж как это происходит со стороны творящего - универсальной формулы не сыскать, думаю, совсем по-разному. 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
symbolkid 135 Опубликовано: 6 августа, 2014 Т.е. по твоему, получается высшая цель моей, например, деятельности как варганиста, это чтобы кто-то посмотрел на меня и сказал: "Да, это Он и никто другой"? С моей точки зрения это кажется совсем бессмысленным занятием. 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
varganist 165 Опубликовано: 7 августа, 2014 Начну с авторов и с того, что тут я всё же больше солидарен с мнением Дмитрия. Поясню этот момент подробнее. Можно вспоминать Хортмана, Форберга, Ойленштайна, Альбрехтсбергера, даже Космели и Коха в этот список добавить. Но, за исключениям Форберга, все они — представители одного единственного направления варганной музыки. Того, которое наиболее отдалилось от варгана и его особенностей, с игрой на наборе нотированных варганов, которые исполнитель меняет во время игры (это всё ещё интересная и впечатляющая варганная музыка, но те же обертоны и игра за счёт изменения тембра отступают здесь на второй план). Увы не так, может стоит переслушать упомянутых, в отличие от традиционного австрийского способа, когда чаще всего только одна нота берется на одном варгане, а следующая на другую ноту, упомянутые авторы используют варган для исполнения фраз на обертонах и только при сильном изменеии гармонии произведени или модуляции в другую тональность солист меняет варган, чтобы опять играть фразу (чаще всего не одну) только на обертонах: Впрочем, если попытаться поискать по этой теме ещё, то можно будет найти упоминания и о других именитых авторах прошлого. Например, если заглянуть в «Старинные якутские музыкальные инструменты» Чахова, то там можно наткнуться на воспоминания о таких хомусистах как Ньиэт Быраат или Соппоун. И даже одних этих воспоминаний хватает для того, чтобы увидеть, что их подходы к музыке чуть более чем полностью отличались от подходов Космели или Ойленштайна. А если бы у нас была возможность охватить своим вниманием еще больше авторов далёкого прошлого, принадлежащим разных традициям и культурам, то мы бы увидели там огромнейшее разнообразие подходов к игре. Но история такой информации для нас не сохранила, так что мы все остаёмся в этой сфере невольными первооткрывателями. Те имена, о которых можно прочесть сейчас — это капля в море не в переносном, а в буквальном смысле. Я не ставил перед собой задачу перечислить всех авторов варганных произведений имена которых дошли до нас. Мне казалось, что даже упоминание нескольких имен из далекого прошлого полностью опровергает гипотезу, о том что только в ваше время началось создание авторских варганных работ ("Но как проводник "авторской", индивидуальной музыки - он еще совсем новорожденный") А имена вот, в добавок у уже упомянутым, тут только то, что приходит на ум слёту: Бурулча Осмомбек Киргизия (Селькинчек) родилась в 19 веке Petter Strømsing Норвегия (1759-1836) автор композиции Фантен Кнут Скага Норвегия (родился в 1809 и умер в 1851) написал Ротнеимс- Кнут Embrik Beitohaugen (Норвегия) Спрингар) Borgar Knutson Hovet Норвегия его композицию называют мелодия Боргара Ну и так далее, по Норвегии можно найти немало сохранившихся имен, но зачем? Вас что, волнует вопрос авторства в творчестве или авторского приоритета, ну допустим имена не сохранились, но ты же сам утверждал (в недавней дискуссии в вк) что у истоков всех традиции (и композиции ставших традиционными соответственно) стоят забытые за давностью времен авторы! Все конкретные наигрыши, что дошли до нас :Гуцульцина, Австрия, Киргизия, Индия, Норвегия, Башкирия, Испания, Сицилия все это работы авторов (исключением только могут быть абстрактные якутские наигрыши). Достаточно просто посмотреть на те пласты информации — десятки и сотни тысяч страниц текстов, пособий, исследований и воспоминаний — которые связаны с изучением других инструментов и музыкальных направлений. Всё это изучено настолько досконально, что какие-то обобщённые исследования ушли в далёкое прошлое и теперь мы живём в мире, где исследовательскую карьеру можно построить, изучая такие узкие музыкальные направления как, цитирую названия диссертаций, «диалогические отношения вокальной и фортепианной партий в отечественной музыке 1930-1960-х годов», «выразительные и формообразующие функции ударных инструментов в музыке русского драматического театра рубежа XIX - XX веков» или — внимание! — «проблема формирования культуры интонирования у корейских певцов в аспекте исполнения сопрановых партий в операх Глинки и Чайковского». Карьеру да, можно сделать, только по моему глубочайшему убеждению к развитию музыки никакие карьеристы ученые не имеют никого отношения (исключения бывают). В эту компанию личностей паразитирующих нашедших возможность делать бизнес (в американском значении этого слова) надо только, для полноты, картины добавить ещё музыкальных критиков. В музыкальном процессе участвуют онли: -Создатели инструментов -Композиторы -Исполнители -Слушатели Причем как говорил Джон Кейдж, эти процессы (создания, исполнения и слушания) никак не связаны друг с другом. Перечисленные категории, кстати сами проводят научные исследования . А варган до сих пор остается неизученным инструментом. И если смотреть в сравнении с другими инструментами — полностью неизученным инструментом (к этому еще можно добавить, что еще и такое явление как тембр музыки, на котором основано исполнение на варгане, до сих пор остаётся неким белым пятном музыкальной теории). Варганисты пользуются тембральными возможностями своего инструмента не хуже , чем другие музыканты. В конечном счёте, музыка не должна нести в себе какие-то конкретные качества, она может быть такой же разной как и люди. Для одних может быть важна музыкальная мысль — и это прекрасное качество музыки. Но для других может быть важным другое не менее замечательное качество музыки — музыкальное состояние. Для третьих — музыкальное действие, для четвёртых — музыкальное переживание момента, для пятых — вообще исключительно техника игры. Шестым — чистая, хаотичная и интуитивная импровизация будет давать такие мощные ощущения, которые они никогда не получат ни на концертах, ни от прослушивания какой-либо другой музыки вообще. И всё это будет оставаться музыкой, а в любом направлении можно будет идти к некой степени мастерства, даже если какое-то из них будет входить в явное противоречие с общепринятыми канонами о том, что есть музыка. И каждый, кто будет достаточно упорно двигаться в своём направлении, сможет очень подробно, убедительно и красиво обосновать свой выбор. Да кто бы с этим спорил, в сильно упрощенном виде все так и есть, только какое отношение это, а заодно и 70% других мнений этой ветки касающиеся вопросов творчества, создания своего стиля, пограничных работ на грани изученного, имеют к теме данной ветки? Вы перечитайте название! "Как научиться играть на варгане" речи идет только о базовых вещах. Все что предлагает наша школа это основы, изучение кирпичиков (обертонов, основ гармонии и ритма) из которых потом может строится любое(!) произведение, тональное, атональное, ритмичное, полиритмичное, аритмичное, алеаторическое, хепиненговое, в стиле спектральной или конкретной музыки, ну и т.д. сэкономлю время, не буду всё перечислять . Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
varganist 165 Опубликовано: 7 августа, 2014 И подытоживая своё участие в этой битве за паству :-) дискуссии (ибо я уже наблюдаю споры ради спора):Выше упоминались гитаристы, которых делает счастливыми единение с тремя аккордами. Я рад за них, рад еще тому, что в отличие от варганистов, в начале пути у них был выбор существующих школ и подходов. Придя в мир гитары, они могли пойти в музыкальную школу и учиться там по максимуму, по официальной системе муз образования (15 лет кстати!), могли пойти на упрощенные курсы (они сейчас и при муз школах бывают), ну или к адептам «все неправы, у нас свой экспресс путь к сердцу девочек», в подворотню за тремя аккордами, всего не перечислишь, выбор богат. Варганист новичок, в России, до появления нашей школы встречал только альтернативные (с музыкальной точки зрения)подходы: типа, достаём музыкальное содержание из философских теорий, высших сфер, ментальных образов, неосознанного я, ну итд )не подумайте что я против всего этого, я горячо за и хочу чтобы имелось разнообразие подходов, но свою, извиняюсь за пафосное слово, миссию вижу именно в рекламировании музыкального подхода, для музыкального инструмента – варган. Почему я сам избрал такой путь? По моему убеждению, в любой отрасли человеческой деятельности, будь то квантовая физика, астрономия, сочинение стихов или разведение аквариумных рыбок, незнание основ этой самой отрасли ведет неизбежно к изобретению велосипеда. Подавляющее большинство представителей авангардного искусства были очень сильны в традиционном, они занимались новым не потому, что там проще, или не требуется учиться, а пришли эволюционно, им стало тесно в традиционных формах. Вот послушайте, как мог писать в «обычной» манере, один из самых знаковых авангардистов Джон Кейдж. Я в сущности ещё новичок в нашем деле, но мне кажется, что некоторые фазы развития я уже прошел и поэтому могу сказать: простота варгана обманчива, человек освоивший первоначальное знакомство с варганом окунается в океан новых звуков, который кажется ему таким безбрежным и далеким от обычных нот, что сразу тянет минуя всякую учёбу творить и творить... Через несколько лет (здесь все индивидуально) начинаешь слышать обертона, нюансы и мелодии в работах мастеров и бесконечность творческого купания в уйме звуков начинает казаться однообразной вещицей, которую вторишь на разные лады. Приходит время задумываться…В конспективном виде некоторые основы нашего подхода описаны здесь http://varganist.ru/4.html сейчас ведется работа по написанию нового, более подробного и законченного материала. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
symbolkid 135 Опубликовано: 7 августа, 2014 Не ради спора. Мне всегда хочется выяснить, что движет человеком в его творческом поиске. Сам я без целеполагания не могу и шага сделать. Техническую часть могу рассматривать исключительно в рамках того, что хочется выразить. Не более. Как хорошо, что вы есть Владимир, это большущее дело, и очень важное. Беру у вас, что могу, с благодарностью. Жаль, что так далеко школа ваша. Филиал бы в Питер Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аксентий 134 Опубликовано: 7 августа, 2014 К сожалению, у меня нет возможности переслушать Альбрехтсбергера, Космели, Коха и Ойленштайна — у меня сегодня машина времени барахлит. Разве что, конечно, записанные композиции Альбрехтсбергера сохранились, но разница между тем, что играют современные исполнители и что играли за две сотни лет до того, может оказаться весьма значительной. Это не только другие исполнители, но и другие инструменты иного уровня качества, другая акустика без микрофонов и усилителей — все эти условия очень сильно влияют на общую картину и на то, как именно исполнитель играл на варгане. Поэтому сама по себе записанная на бумаге композиция всей этой информации не даёт — с тем же успехом, например, можно делать какие-то выводы о рябининском напеве по нотной записи в сборнике Кирши Данилова (можно найти старую запись рябининского напева, сделанную на восковой валик, и сравнить с нотной записью в упомянутом сборнике — сразу будет понятно о чём я; с варганами вполне может быть схожая ситуация). Но что касается современных записей: я же не сказал, что обертонов и варганных фишек там нет, я написал, что они отступают на второй план. Кроме того, ключевой мой посыл был в том, что все эти люди — представители одного единственного направления варганной музыки, а таких направлений много. Что до всех остальных имён, то даже если перечислить все сколько-нибудь известные, то это всё равно будет оставаться каплей в море (опять же — сравните с количеством авторов других, не варганных, музыкальных течений), охватывающей только небольшой период (XVIII-XX вв) и далеко не всю доступную нам варганную географию. Список наигрышей и стилей, которые до нас не дошли, будет необозримо больше перечня того, что удалось сохранить. В нашей прошлой беседе я действительно говорил о том, что считаю, что любая даже самая древняя традиция основана на взаимодействии авторов, но, напомню, что в ней же я утверждал и о том, что с таким же успехом другие авторы могут создать некую новую традицию и сейчас. Простора для творчества остаётся много, потому что этим простором особенно и не пользуются и не пользовались раньше. Здесь я всё еще согласен с фразой Дмитрия «как проводник "авторской", индивидуальной музыки - он еще совсем новорожденный» — не думаю, что стоит сильно придираться к формулировке, всё же он говорит, прежде всего, о нашем времени и о нашей культуре. И применительно к нашим реалиям такая фраза вполне справедлива: тут надо еще вспомнить и о том, что сейчас у всех нас есть доступ к огромному разнообразию качественных инструментов и возможность найти единомышленников. Кроме того, у нас есть и то, чего не было у людей в прошлом: информация, которой мы обладаем, позволяет нам взглянуть на картину широко, видеть различия в самых разных региональных стилях и на этом примере видеть ещё большие перспективы развития варганной музыки, вместо того, чтобы замыкаться на одном единственном подходе, который подвернулся над под руку по воле обстоятельств. Теперь перейду к тому, почему всё это не просто споры и не просто разговоры. Я не согласен с тем, что в музыкальном процессе участвуют только создатели инструментов, композиторы, исполнители и слушатели. Это не так, музыкальным процессом во всю рулят представления о музыке. А следовательно и все те, кто могут менять чужие представления о музыке. В отдельных случаях — это преподаватели, которые закладывают в учеников какие-то конкретные представления о музыке, но и не только они. (Про преподавателей отдельно упомянул еще и для того, чтобы подчеркнуть, что все те «карьерные» и научные пласты информации, которые я упоминал, могут влиять на представления о музыке самым непосредственным образом.) Один единственный услышанный приём на варгане может изменить представления о варганной музыке и подтолкнуть человека к какому-то конкретному направлению развития, заставив отвлечься от других направлений. Одна единственная фраза, услышанная от человека, мнению которого доверяешь, может изменить эти представления. И так далее. А всё это будет влиять непосредственно на музыку в итоге. Ну и, как по цепной реакции, на других людей. Вообще, о важности этого момента я уже более менее подробно писал в той статье, на которую уже давал ссылку выше, так что повторяться не буду. Но если вкратце, то для меня вопрос «как научиться играть на варгане» равнозначен вопросу о том, «как при обучении игре на варгане не завести в себя в тупик замкнутых представлений о варганной музыке и не остановиться в развитии». Если полный энтузиазма человек свернет на своём пути туда, где он в силу личных особенностей не сможет в полной мере проявить своё творческое начало из-за загруженности лишними (для него лишними) представлениями о варганной музыке, то на этом моменте он может утратить интерес к варгану. Так что без альтернатив тут никак. Например, можно считать, что иркутская варганная школа — это изучение самых основ и самых кирпичиков варганной музыки, из которых можно строить всё что угодно. Но как по мне, то речь здесь идёт всего лишь об одном таком наборе «кирпичиков», это не единственно возможный набор. Любое направление — это свой собственный набор основ, из которых можно собрать всё что угодно при должном старании. Взять к примеру хотя бы ту же последовательность обертонов — это ведь только одна из многих последовательностей звуков, на основе которой можно составлять какие-то мелодичные линии и узоры. А вот каких-то всамделишных первооснов варганной музыки, которыми владела бы только одна конкретная варганная (хомусная, кубызная, любая другая) школа, нету. Только разные подходы, каждый из которых ценен по-своему. (Кстати, забавно, что все руководители и основатели разных школ очень любят фразу, начинающуюся с «только в нашей школе...») P.S. «Варганисты пользуются тембральными возможностями своего инструмента не хуже , чем другие музыканты» — так ведь как раз об этом я и писал в своём сообщении. Но не буду растягивать текст на еще один абзац, про тембр — это было небольшое отступление. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
i-bogatyr 6 Опубликовано: 7 августа, 2014 Друзья, с вашего разрешения позвольте и мне присоединиться к этой увлекательной дискуссии. Сразу оговорюсь, я читала предыдущие посты быстро, поэтому, вероятно, чего-то могла не уловить, и если вдруг буду повторять уже изложенное, извините меня за это. И ещё заранее прошу меня извинить за то, что я вынесла из всех предыдущих высказываний в первую очередь одну мысль, которая, наверняка, была как-то развита и дополнена в процессе, однако она меня настолько удивила, что и стала мотивацией к тому, чтобы включиться. Поэтому, пожалуйста, не надо писать: "Ира, ты меня не поняла, я имел в виду не\это". Повторюсь, как человек, не находившийся в процессе разговора, я вынесла общую мысль, а посему меня в данной ситуации можно воспринимать за стороннего читателя этого форума, абсолютного новичка, который, открыв тему "Как научиться играть на варгане", натыкается на длинную переписку явно не начинающих людей о том, что учиться, де, ничему не надо - основа, хват, дыхание изучаешь, а дальше - джемы и джемы, перенимание приёмов друг у друга, и общее варганное просветление (ещё раз, наверняка вы эту мысль дополняли и развивали, я говорю об общей выжимке). И вот тут меня действительно настигло глобальное удивление, ибо я знаю прекрасно, что НИКТО из активных участников беседы (Дима, Игорь, Аксентий) подобным образом не развивается, и джемы для них - только дополнение, а не суть развития (про Владимира сейчас не говорю, он оказался по другую сторону баррикады, как я понимаю). Или, друзья, я что-то путаю, или со стороны действительно некоторые вещи видней? Но я знаю точно, что: а) у Игоря изумительная природная музыкальность, он прекрасно играет на струнных, и та лёгкость, с которой он это делает, изобретательность и умение говорят о многих и многих часах занятий музыкой (я не знаю, связанно ли оно с образованием или было достигнуто самостоятельно, но я уверена, что это было), всё это автоматически перекладывается на варган, отсюда и соответствующее владение инструментом; б) Дима играет на варгане в любой удобный и неудобный момент, дома и в дороге, в болезни и здравии, в радости и печали и я ещё не знаю когда, играет один и с другими, играет, даже когда ему не хочется - разве это не есть постоянные и длительные упражнения, без которых не было бы такого изумительного прорыва, который я могла наблюдать своими глазами - когда он был в Москве в сентябре и потом весной, и это были два разных варганиста по уровню владения инструментом; в) о том, как работает Аксентий, я пожалуй умолчу, ибо я испытала это на себе и скажу, что это одно из самых сильных моих варганных потрясений (из разряда, что нас не убьёт, сделает нас сильнее). И вот эти люди, вдруг напрочь позабыв тот путь, которым они достигли чего-либо (и который продолжают), начинают говорить, что самый эффективный метод обучения - джемы, взаимодействие и перенимание приёмов друг у друга! Товарищи, не верьте им! Они чем-то опились все вместе. Джемы, взаимодействие и т.д. - это, конечно, важно, приятно и может стимулировать\подталкивать в развитии, но это своеобразный итог длительной самостоятельной работы, без которой никакой инструмент (и варган в том числе) освоен быть не может. Ибо если вам нечего сказать, да хоть вы убейте часы в совместных джемах, ничего путного не выйдет, кроме унылых пяуканий до изменения состояния сознания. Я это знаю по себе: был период, когда я теряла интерес к инструменту глобально и катастрофически, настолько, что играла исключительно на совместных тусовках варганистов, джемах и т.д. Результат развития был нулевой, даже интерес, как терялся, так и продолжал. Почему ещё, на мой взгляд, взаимодействие с другими болезными в варганной среде чаще всего ничего хорошего принести не может (если принимать его за панацею) - потому что сейчас ситуация в целом именно такая и есть, варган воспринимается людьми, как... мне даже слово подобрать сложно, как что, народ играет на нём, как бог на душу положит (а кладёт бог на душу русскому человеку обычно что-то не то) - и мы в итоге имеем то, что имеет. Потому что если уж учиться из взаимного перенимания приёмов (я это называю "взаимное опыление"), то хотя бы играть с хорошо играющими людьми - а где их взять? Хорошо играющих людей не так-то много, за ними ехать надо вот или в Питер, или в Москву, или в Иркутск, в Перми есть ещё такие, в Оренбурге, и наверное, где-то, кого-то я не знаю, но, простите, на всю нашу территорию это как-то несерьёзно, не находите? Т.е. если я, новичок, узнаю, что нормальное варганное обучение - это играть с другими варганистами, а вокруг меня все такие же новички, как я, к чему я приду? Я приду к тому, что мы будем долго и муторно делать то, что вокруг нас сделали давным давно, я буду пяукать годами, не двигаясь с места, зато пяукать в хорошей компании таких же, как я, новичков (пусть даже с длительным стажем). (Опять же, эту ситуацию я знаю по себе, поэтому знаю, о чём говорю.) Теперь о том, что школа, дескать, ограничивает свободу самовыражения (боги, боги, как я люблю эту тему!) Конечно, школа что-то накладывает, в этом есть жестокая правда: людей, прошедших школу Турбодзен, я узнаю по первому звуку, прошедших школу Владимира Маркова - по бою и позе, прошедших горнило Аксентия - по безумным глазам и дёргающейся кисти правой руки, повторяющей двусторонний бой, прошедших мои курсы... а их я узнаю в лицо, поэтому играть при мне они не решатся)))) Однако, интересно, ограничило ли это чью-то свободу самовыражаться? Моё твёрдое убеждение, что знание азов (чему в принципе учат в школах, а большему не учат) наложить табу на самовыражение не может. Опять же, проблема в другом: а есть ли, чего выражать? Если есть, то ты будешь это делать. Если нет - продолжишь пяукать себе тихонечко, как и пяукал раньше, правда, теперь значительно лучше. Пример мне напрашивается, почему-то, с коньками: чтобы научиться держаться на льду, достаточно пары часов, чтобы закрепить это умение - пары походов на каток; кто-то этим ограничивается, кто-то идёт учиться в школу (дети), некоторые посещают специальные курсы (взрослые); однако в результате процент прекрасных и великих фигуристов, конечно, мал, по сравнению с количеством выпускников школ, остальные же просто катаются себе и катаются в своё удовольствие, заставляя оборачиваться на себя всех присутствующих на катке. Я думаю, с варганом у нас дело обстоит примерно так же (развивать сравнение не буду, и так всё понятно). А теперь - о главном, что я хотела написать)) А именно - об убийственном музыкальном образовании, губящем душу и желание играть вообще)) Говорить о своих варганных курсах не буду, ибо себя причисляю к школе Владимира, и он за нас уже всё сказал - и что мы делаем, и ради чего. Хочу рассказать о примере другого музыкального преподавания, на мой взгляд, прекрасном и работающем. Мне повезло в этом году попасть в круг приближённых к такой колоссальной фигуре в русском фольклоре, как Борис Ефремов, а он не только сам прекрасный музыкант, но и изумительно талантливый педагог. Для меня сейчас это идеал музыкального педагогического подхода, причём я испытала его и на себе, и смогла позаниматься с детьми, кто его школу прошёл. Так вот, начать с того, что никаким нотам у него не учат. Он готовит настоящих народных музыкантов, поэтому мальчишки в 12-13 лет спокойно осваивают новый для них рожок за 10 дней, играя на нём довольно бойко, но при этом о нотах представления не имеют; дети могут выстроить многоголосье, причём на инструментах в том числе, а не только в хоре, играют сложные ритмические рисунки, замечательно интонируют и подбирают на слух песни с ходу. Более того, для них играть на слух - единственный возможный способ, не зная нот, они ими и не пользуются, они перенимают у преподавателей или - тадам! - друг у друга при совместном общении (Борис Серафимыч - проповедник взаимного опыления, он считает, что если ребёнок научит другого играть на чём-то, или покажет мелодию, то научится сам, поэтому очень их к этому стимулирует; меня на гудке учили играть его ученицы из старшей группы, к примеру). Для этих детей музыка - это состояние, в которое они постепенно погружаются за годы обучения: совсем маленькие (а ходят туда с двух лет) просто играют под музыку в подвижные игры, учат простейшие песенки и водят хороводы; потом они учатся петь, плясать и постепенно их допускают к инструментам. Их уже осваивают валом, но тоже последовательно, от простого - к сложному. В итоге при желании они поступают в музыкальные учебные заведения, но если им этого не надо - просто становятся очень музыкально развитыми людьми. Я в этом году учила младших детей ансамбля (6-9 лет) играть на варгане. О том, как это выглядело, я уже писала здесь, повторяться не буду. Скажу только вот что: раньше я недоумевала, неужели играть мелодии на варгане слишком сложно, ведь из более чем 30 взрослых, кого я учила, достойный результат был только у двоих-троих; теперь я понимаю, что ничего это не сложно - играть мелодии на варгане, потому что из примерно двадцати детей младшего школьного возраста за 5 дней обучения не получилось только у двоих-троих, да и то это был не запущенный случай. Создать такую (или примерно такую) систему погружения в музыку и освоения хотя бы одного инструмента (варгана) для меня теперь мечта. И что я ещё хотела сказать - теперь уже в сторону петербуржцев: друзья, если вам и правда не безразлично, что будет с варганом в городе, начинайте учить людей сами, только не эпизодически, а последовательно, в музыкальном ключе. Во-первых, сами научитесь (как говорит Ефремов)), во-вторых, опыт показывает, что это единственный шанс сохранить постоянный интерес и постоянную среду. Потому что одними джемами и посиделками сыт не будешь (насколько я знаю, у Владимира до школы был вариант регулярных джемов, который провалился, да и у вас, по собственному признанию). А кроме того, в школах учат в первую очередь не исполнителей, а ценителей и слушателей (в нашем случае). А это то, что надо для среды. (Фуф, целый час писала. Пойду позанимаюсь на варгане что ли) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аксентий 134 Опубликовано: 7 августа, 2014 Привет, Ира! Делать короткую выжимку из долгих рассуждений — занятие не всегда полезное. А то ведь так можно и твоё сообщение сократить до концепции «если вам нечего сказать, да хоть вы убейте часы в совместных джемах, ничего путного не выйдет, кроме унылых пяуканий» и сразу же закончить её фразой «если вам и правда не безразлично, что будет с варганом в городе, начинайте учить людей сами, только не эпизодически, а последовательно, в музыкальном ключе». (Кстати, тут возникает резонный вопрос: а под «музыкальным ключом» подразумевается именно тот подход, который ближе тебе и практикуется в иркутской школе? Если мы вычеркиваем из текста импровизацию и прочие мелочи, то твои слова можно воспринять именно так, что в контексте предыдущей выдержки из твоего сообщения выглядит довольно грустно.) В общем и целом же мне придётся повторить некоторые свои мысли: ты сейчас проецируешь свой опыт и свои взгляды на тему на остальных людей, только и всего. В высшей степени превосходно, что ты нашла себя в том подходе, который сейчас защищаешь и который пробуждает твой интерес к музыке (и дважды превосходно, что попутно ты попала в среду, где нашли грамотный подход к обучению детей и откуда ты можешь вынести интересный и нужный опыт), но совершенно непонятно стремление идеализировать этот подход. Но еще более странно, что ты под эту основу додумываешь какие-то неожиданные детали моего творческого пути, о которых я узнаю впервые. И додумываешь так изящно! «Товарищи, не верьте им! Они чем-то опились все вместе» — это ведь сильнейший довод от которого зашёлся бы в экстазе даже сам великий и ужасный Сarrey (хотя более сильный экстаз он испытал бы от прочтения термина «унылые пяукания»). Несмотря на то, что я вот уже пару лет отдалился от активной музыкальной общественной жизни в варганной среде и основное свое время посвящаю самокопанию в рамках собственной манеры игры, я вынужден напомнить: с самых первых дней игры на варгане и все годы после этого я основой своего обучения и творчества всегда считал (и считаю до сих пор) импровизации, в том числе и в случайных хаотичных джемах. Я никогда этого не скрывал, часто об этом упоминал и писал (вот одна из записей трехлетней давности под которой я готов подписаться и сейчас). Весь свой самый мощный опыт игры я почерпнул именно из спонтанных импровизаций. Практически все мои конкретные и существующие сейчас композиции рождались из тех мотивов, которые я находил в себе во время импровизаций. И именно импровизации позволили мне увидеть варганную музыку такой, какой я вижу её сейчас. Что самое важное: наиболее ценный опыт я получал не от игры с теми, кто на момент нашей встречи играл виртуозно и круто (а оттого играл лишь свои отработанные мотивы и в конкретной манере — в таких случаях можно только перенимать что-то без обратной связи и это бывает немного скучно, хотя и полезно временами), а от игры с теми, с кем можно было играть на равных, с живым обменом опытом; с людьми, способными внимательно работать с интуитивной музыкой, погружаться в процесс и ориентироваться в нём. И независимо от того, сколько времени я посвящал самообучению, импровизация — это то, что всё время направляло меня и являлось опорными и ключевыми точками на карте моего творческого пути. Единственная причина, по которой я отдалился от такого подхода сейчас — я никак не могу найти тех людей, с кем мог бы играть на равных, на одной волне (не в том смысле, что я считаю свою технику сильно продвинутой, а в том, что мои взгляды на музыку стали слишком специфичными и замкнутыми). Ну а то, что кому-либо не удалось на каком-то этапе вынести из импровизаций и варганных джемов чего-то полезного — это совершенно не показатель, это, повторюсь, проекция своего негативного опыта на ситуацию в целом и на положительный опыт других людей в частности (кстати, если приходить на джемы и встречи во время значительного спада интереса к игре и инструменту, как ты об этом рассказываешь, то откуда же взяться тогда хоть каким-то результатам, без интереса-то?). Еще могу отметить, что если бы мне довелось вернуться назад во времени и встать перед выбором, снова ли выбрать импровизацию, или пойти по стезе конкретного музыкального обучения — я бы снова и без единого сомнения выбрал бы импровизацию. Просто в силу моих личных особенностей — конкретный музыкальный подход, избранный на самом старте, не только не дал бы мне ни единого стимула продолжать учиться играть, но и, скорее всего, лишил бы меня тех стимулов, которые у меня могли бы быть. Да, я тоже проецирую этот свой подход на ситуацию. Но я отдаю себе отчёт в том, что его не нужно идеализировать, что он не может подходить всем и каждому — актуальным в той или иной степени он может быть только тем, кто движется схожим со мной курсом, обладает какими-то схожими задатками и смотрит на варганную музыку схожим образом. И — отдельным пунктом — тем, для кого иные подходы могут быть в большей степени вредными, чем полезными. Если же кому-то мои подходы ни в коей мере не близки, то в этом случае этому кому-то будет вредно перенимать мой опыт, а двигаться этому кому-то нужно в другом направлении. Поэтому всё предельно просто — для общей картины в идеале нужны акценты на разные подходы в сбалансированном виде, без перегибов и без лишних «только в нашей школе», которые потенциально вводят в заблуждение. Ну да ладно, закругляюсь. Расскажу вот только ещё про свою прошлогоднюю поездку в Мурманск. Мне очень сильно запомнились джемы и импровизации, которые там проходили по случаю моего концерта и мастер-класса. А поскольку ребята в Мурманске начали двигать варганную тему совсем недавно, то и людей с отточенной техникой там было в ту пору немного (хотя сейчас ситуация наверняка меняется постепенно, уже ведь целый год прошёл, а активность они поддерживают на высоком уровне). Но вот что мне тогда особенно сильно запомнилось, так это искренний интерес к тому, чтобы просто играть, просто чувствовать друг друга в общем музыкальном потоке. И больше ничего не было, никаких чисто профессиональных заморочек. Собралось вместе много людей — и все они получали удовольствие от непредсказуемой и долгой общей импровизации. И некоторые ребята, хоть и играли на варганах совсем недолго до этого, по прошествии пары первых десятиминутных заходов начинали ориентироваться в этом потоке как рыбы в воде. А у отдельных участников глаза горели так, что по их взглядам было предельно ясно — в тот конкретный момент они находились в том состоянии, в котором понимали о музыке гораздо больше, чем любой из состоявшихся профессионалов варганного дела. Хотя и играли они иногда именно то, что кто-нибудь мог бы счесть «унылым пяуканьем». Вот тогда-то я, на контрасте после тусовок искушённых варганистов, и вспомнил о том, что мне вот такой вот искренней игры уже давно в Москве не хватает (да и не только в Москве), что в движении в сторону профессионального развития можно случайно упустить кое-что очень важное. Всё это лирика, конечно. И всему своё место и своё время — в том числе и хаотичным импровизациям, которые, вероятней всего, и для меня когда-нибудь станут окончательным пройденным этапом. Но особенно хорошо за прошедшее время я усвоил ещё и примерно такую вот вещь: если при взгляде на варганистов начинает казаться, что среди них много уныло пяукающих новичков, которым «кладёт бог на душу что-то не то», то дело тут вовсе не в варганах, а в медных трубах. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Аксентий 134 Опубликовано: 7 августа, 2014 Кстати, чуть ближе к практике и к названию темы. Вот совсем недавно Олег видео с моего мастер-класса в Питере опубликовал. Спасибо, Олег! Просто к слову: там после первых полутора часов я тоже затрагиваю некоторые темы и про импровизацию, и про подводные камни от буквального перенимания техник игры, и про прочее. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Ergo 2 Опубликовано: 8 августа, 2014 Я думаю когда человек яростно придерживается какой-либо школы или стиля, это уже невроз.Психически стабильный человек не пытается культивировать консерватизм внутри себя, он открыт ко всему новому.Ровно как и не сдерживает свои творческие порывы внутри каких-то нотных или надуманных рамок.Я начал с психосоматики, так как в диалог вступила женщина. Для женщины тема "эмоционального выбора" очень актуальна, особенно если она не утруждает себя рефлексией. Это я к тому, что быть может убеждения Иры основываются во все на симпатии к учителю ее любимой школы? ) "Ой какой красненький варган, миленький, наверно и играет красиво".Школа - это только знания. Это ЛИШЬ знания. Их можно только проанализировать, пропустить через себя, дополнить себя и создать что-то новое. Невозможно слепить кувшин без глины. В хорошей школе нам дают глину, а в плохой всех учат лепить один и тот же кувшин.Не стоит путать психические расстройства вроде "Я хочу быть таким же крутым как вон тот исполнитель, по-этому пойду изучать его стиль", со здоровым желанием осознано реализовывать свою индивидуальность тела, души и сознания.Природа человеческого творчества в том, что мы ничего не придумываем сами. Мы лишь дорабатываем и модернизируем привнося частичку себя. Все цвета, формы, конструкции - все заимствовано у природы. Даже в музыке, которая началась с барабанов (ритма), мы обязаны нашему телу - нашему сердцебиению. То есть природе. Уже чуть позже животным.И природа этого мира хаотична. Упорядочить хаос - это прерогатива трусливого ума людей, которые боятся перемен, боятся делать шаг в неизвестность, боятся всего нового и себя в первую очередь. Принять хаос - это жизнь осознанно, не пытаясь рационализировать течение жизни.Для музыки варгану нужно тело. Мало того что тела у всех разные, вдобавок мы меняем их в течении жизни.Рождаемся мы в теле младенца, меняем его на тело ребенка, позже подростка. Это течение жизни.Когда музыка исполнителя, его стиль, останавливается на одном месте - жизненная энергия такой муызки угасает. Она уже перестает давать энергию другим. Это называют "спелся". Когда человек перестает меняться - все в нем останавливается, творческие порывы не исключение. Именно в этом месте школа или кумир может навредить способности реализовывать свою индивидуальность.На выше сказанном зиждется мое отношение к варгану, как к идеальному импровизационному музыкальному инструменту. Отказываясь от импровизации на варгане, прибегая к игре по нотам, вы отказываетесь от познания себя через музыку. 1 4 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Dmitry Solomin 67 Опубликовано: 8 августа, 2014 Вот и Ира с нами. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что "баррикад" никто не строит. У разных людей из разных городов несколько разное представление о проблеме, которая в одинаковой степени волнует их всех - отсюда определённая степень эмоциональной вовлечённости в диспут Однако, опять же, я всех вас, Ира, Владимир, Аксентий, Игорь, очень люблю как людей и как ратных товарищей, очень уважаю как варганистов и кланяюсь в пояс вам как организаторам варганной жизни в нашей стране. Само собой, каждый проецирует собственный опыт и собственное видение, каждый объёмно высказался и не согласился с коллегами, и наверное, дискуссию (которая, несмотря на лирические отступления, всё же, на мой взгляд, недалеко уходит от темы "Как научиться играть на варгане") можно считать завершённой Но всё же позволю себе ещё немного кое-с-чем поспорить. Ты говоришь, Ира, что я играю всегда и везде - это так, и это продолжает существенно влиять на то, как я играю, то есть формально на технику. Но если бы я играл только тихо сам с собою, я не достиг бы и половины того, чего достиг на данный момент, не говоря уже о том, чего надеюсь достигнуть в дальнейшем. Более того, с уверенностью утверждаю, что если бы не Варганная Клиника, если бы не наши скромные питерские встречи, если бы не моё тесное музыкальное общение с Игорем и Олегом - вполне вероятно, что я потерял бы живой интерес к варгану, замкнулся бы на паре выученных приёмов и тренькал по пять минут на досуге от нечего делать. Взаимодействие с другими варганистами даёт мне мощнейший стимул к развитию. Я по-хорошему завидую тому, как легко и непринуждённо Владимир и Ира играют мелодии, как Аксентий выдаёт сложные трели, как Игорь ритмично играет обертонами, как Олег владеет двусторонним боем - я всего этого не умею на столь же высоком уровне и хочу научиться. Но научиться хочу во многом именно потому, что всех вас воспринимаю не как учителей, а как коллег и единомышленников - как равных. О чём и говорил Аксентий, с которым я в очередной раз солидарен. И я уверен, что найдётся ещё немало людей, пока что сидящих по своим углам, у которых можно будет многое перенять, как лично мне, так и другим. И моя мечта - собрать вместе как можно больше таких людей. Ещё одно высказывание, с которым я склонен не согласиться - насчёт того, что если уж играть с другими, то лучше с теми, чей уровень игры существенно выше твоего. Напротив, мне кажется, что когда играют "профи", новичкам скучно, они своим скромным пяуканьем не могут добавить ничего существенного в БожественнуюНадМузыку, и это только давит на самооценку. И чтобы новички не разбежались по своим углам, "профи" нужно либо играть роль педагога (это вариант классической школы), либо сдерживать себя, не играть громко, сложно и от души, чтобы дать хоть как-то раскрыться новичкам... но этот вариант будет скучным уже для "профи". Поэтому, думается, для продуктивного, способствующего развитию каждого из участников джема, нужно формальное разделение по уровню игры - тут играют упорные новички, там упёртые продолжающие, а вот здесь упоротые "профи" И вот ещё. Я приду к тому, что мы будем долго и муторно делать то, что вокруг нас сделали давным давно, я буду пяукать годами, не двигаясь с места, зато пяукать в хорошей компании таких же, как я, новичков (пусть даже с длительным стажем). (Опять же, эту ситуацию я знаю по себе, поэтому знаю, о чём говорю.) Тут должны действовать законы естественного отбора. Те, кто годами пяукают, не двигаюсь с места и оставаясь новичками, скорее всего и не будут собираться вместе. Отсутствие интереса к развитию себя как врганиста в данном случае - одновременно и причина и следствие пассивности и топтания на месте. И это не плохо, варган штука специфическая, каждому своё и бла-бла-бла. Но те, кто будут регулярно собираться, будут так или иначе, с разной скоростью, но двигаться вперёд; разумеется, не только благодаря встречам, между которыми они будут тренироваться самостоятельно. Но встречи будут давать вкусную пищу для дальнейшего переваривания. И тут я тоже знаю, о чём говорю, ибо тоже сужу по себе Моё твёрдое убеждение, что знание азов (чему в принципе учат в школах, а большему не учат) наложить табу на самовыражение не может. Опять же, проблема в другом: а есть ли, чего выражать? Если есть, то ты будешь это делать. Если нет - продолжишь пяукать себе тихонечко, как и пяукал раньше, правда, теперь значительно лучше. Вот тут, наконец, соглашусь Сам постоянно наблюдаю, как люди играют формально, ничего толком не выражая. Варган в таком случае - или инструмент для лёгкой медитации, или просто прикольная звучащая штуковина, или, прости господи, проводник в иные миры... но не музыкальный инструмент. А всё-таки музыка - на чём бы она ни была сыграна, по нотам или без нот, по науке или по наитию - музыкой не является, если в ней нет ничего от играющего. На мой романтизированный взгляд, в таком случае это набор звуков, не более. Играя на варгане, как и на любом другом инструменте, очень многие упираются в то, что им, собственно, нечего играть. Тогда, если б меня спросили, я бы посоветовал бросить бесплодные попытки и постараться выразить себя в чём-то другом. Жаль, меня никто не спрашивает А то, что делает Борис Серафимович - безумно интересно, очень хочу познакомиться с ним, его методами и его учениками поближе. Кстати, он тебя, Ира, не приглашал в свою школу вести курс варгана?P.S. Ещё Игорю не ответил насчёт "стиля". Само собой, ориентиры могут быть разными, и скорее всего, ты как музыкант добьёшься намного большего, если будешь выражать то, что хочется, наиболее подходящими для этого способами - чем если будешь искусственно придумывать фишки, которые отличат тебя от других . И всё же, если ты делаешь искреннюю музыку, которая похожа на какую-то другую музыку - это просто "ну ОК". А если ты делаешь искреннюю музыку, которая к тому же ещё и необычная, узнаваемая - это уже успех (даже если твоё первое турне с треском провалилось и тебя никто не хочет издавать, потому что странное ты что-то делаешь). Я считаю, что это в том числе делает музыканта масштабным: если он не находит среди существующих способов выражения подходящих к тому, что он хочет выразить - он придумывает свои и активно их применяет. По крайней мере все участники этой дискуссии уже по первым секундам твоей игры поймут, что играешь именно ты Неужели скажешь, что тебе от этого ни горячо, ни холодно, несмотря на то, что стремишься ты просто к тому, чтобы играть как тебе хочется и что тебе хочется? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах