Перейти к содержимому
Форум варганистов
Katja Nur

Научиться быстрому бою

Recommended Posts

Здравствуйте, дорогие Варганисты!

Подскажите, пожалуйста, как научится развивать быстрый бой на Большом Якутском Хомусе (в моём случае - это Хомус Прокопьева)?
Может, есть какие-то упражнения для кистей рук, для их разогрева?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть информативная статья Аксентия на эту тему
http://axenty.livejournal.com/115092.html
Там разбирается конкретный хват и конкретная форма инструмента, но многое из описнного довольно универсально - с поправкой на индивидуальную физиологию каждого варганиста :) 
Если же имеется ввиду якутский верхний кистевой бой - тут не знаю, мне кажется, для быстрых двусторонних ударов он плохо приспособлен.

  • Upvote 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

https://www.youtube.com/user/turbodzen/videos?sort=dd&shelf_id=1&view=0  На канале Турбодзен есть несколько уроков, на рутрекере можно найти их мастер классы.

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Благодарю за помощь! :))

Ссылки были для меня очень полезными!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Научиться бить быстро очень легко, нужно все го лишь уметь бить медленно и повторять эти движения... ;)

 

Наиболее эффективен двухсторонний бой, ведь рука не производит одно лишнее движение на каждое полезное. Механически легче всего быстро двигать легким предметом, а не тяжелым - т.е. вытянув указательный палец и подогнув остальные. В ударе участвует все предплечье - именно оно (от локтя до кисти) задает импульс при помощи самых больших и сильных в руке мышц, т.е. бьет не одна кисть или палец, а они только летят по инерции за предплечьем. Причем при быстром движении амплитуда хода предплечья будет минимальна - до 1 см, так что может казаться, что оно стоит на месте, а двигается кисть с пальцем. Но усилие должно исходить именно от него.

 

Впрочем, это теория - а практически начинайте спокойно, очень медленно и аккуратно рукой водить мимо язычка, по размашистой траектории вперед-назад (от уха до точки в 20 см перед носом), думая над каждым сантиметром движения. По мере наращивания скорости ход будет сокращаться до пары сантиметров. Палец должен чиркать колечко язычка серединой первой фаланги, обязательно с одинаковым усилием в каждую сторону. Сосредоточьтесь на равномерности и одинаковости громкости каждого удара. Лучше сразу делать под метроном. Когда десятки последовательных ударов будут порождать одинаковые звуки, без ошибок, можно чуть ускориться. Начнут появляться ошибки - нарабатывать до их исчезновения и так далее, до бесконечности...

 

Вообще, поначалу одна из самых важных вещей - именно приучить руку наносить аккуратные удары и эти движения довести до полного автоматизма...

 

Еще раз вкратце: равномерность скорости + равномерность громкости -> постепенное ускорение.

 

И, если уж на то пошло, в конечном итоге равномерность (ритмичность) на порядок важнее скорости. От хаотичного, рваного тррррр толку меньше, чем от медленного, но ровного ;)

  • Upvote 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ещё играть быстро помогает дыхание. Даже если наносить очень размеренные удары по язычку, игра во много раз ускоряются быстрыми вдохами-выдыхами

  • Upvote 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, дыхание очень помогает мне играть на Татарском Кубызе, а Хомус не так давно у меня. Вот и осваиваю его. Олег и Дмитрий, спасибо вам за советы!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

От себя добавлю капитанский совет просто часто практиковаться :) Тем более отстукивать разные мотивы без прочих элементов — дело безхитростное, хоть на губах, хоть с глушением пальцами или языком, в общем, легко и непринужденно.

Собсно, по мнению одного дуэта известных варганистов, бой — самая простая штука для освоения)

Как выше отметил Олег, тот самый бой важно играть равномерно, на одной громкости, без грязи, ну это если сугубо про технический момент.

А вообще, бой приедается быстро в том смысле, что одним боем — звучание простоватое, даже на разной скорости, но без него никуда.

А за ссылку на статейку в жж спасибо :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На последнем занятии в школе Турбодзен как раз отрабатывали двухсторонний верхний бой. Пробовал на доромбах и якутском среднем Христофорова. На доромбах при ударе от себя костяшка пальца процарапывается, так как кольца на конце нет, крючок. Якутский слишком жесткий, тоже фигово ударом от себя бить. На себя еще куда ни шло.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На доромбах при ударе от себя костяшка пальца процарапывается, так как кольца на конце нет

 

Солидарен. Мастер, конечно, хорош, но вот енто как раз та технологическая деталь, которая уже малость мешает деталь.

Решилось в лоб: подточил пилочкой и набил мазоль :)

 

 

Якутский слишком жесткий, тоже фигово ударом от себя бить.

Якутов не протовал, пробовал эстонцев и Глазырина. С пармупиллем сложилось очень даже хорошо, однако, на ацтеке-мини по-другому как-то играется за счет мягкого язычка, не то чтобы прям проще.

 

А вот с длинным мягким язычком двусторонний бой как-то не задался.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот с длинным мягким язычком двусторонний бой как-то не задался.

у меня черное пламя, там как раз длинный мягкий язычок. Нижним двухсторонним нормально, правда смысла в этом особого нет, потому что быстрые ритмы на нем не очень. Затухание долгое.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Якутский слишком жесткий, тоже фигово ударом от себя бить. На себя еще куда ни шло.

Это удобство обычно зависит не от жесткости рабочей части язычка, а от сгибаемости его колена, угла наклона и соотношения диаметра колечка с диаметром пальца (и формы колечечка). Бывают и мягкие и жесткие варганы, на которых во все стороны и удобно, и нет...

 

А вообще, бой приедается быстро в том смысле, что одним боем — звучание простоватое, даже на разной скорости, но без него никуда.

Кстати, если под боем имелся ввиду...ммм... "ритмический рисунок удара" (?), то даже примитивнейший маятниково-метрономный способ, оставляет бесконечный простор для творчества, ибо в запасе есть еще два устройства издавания/изменения звуков - дыхание и артикуляция. Очень важно добиться полной независимости всех этих трех частей и тогда под монотонные равномерные удары можно будет выписывать самые разнообразные кренделя. Т.е. между ударами можно - и нужно вставлять другие звуки.

 

А следующий этап, после того как рука привыкнет к простому, так же выучивать более сложные последовательности, уже не равномерные.

 

Ещё играть быстро помогает дыхание. Даже если наносить очень размеренные удары по язычку, игра во много раз ускоряются быстрыми вдохами-выдыхами

Это я бы советовал оставить в стратегическом запасе, ибо дыхание производит другие звуки и вообще может использоваться для разных целей, параллельно с пальцевыми ударами.

  • Upvote 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, вот

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опыта у меня чуть более чем нисколько, но все же касательно боя отмечу, что нынче выпады очередями лично мне удобно играть безымянным пальцем с опорой в  двух точках: кистью чуть ниже запястья к груди и большим пальцем к шее (плавающая). Просто быстрым боем играю редко, все чаще дыхание и удары трелью. Такое вот имхо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Забавная постановка вопроса: "Научится быстрому бою", а почему, например, не медленному, что гораздо сложнее, поскольку надо "оживлять" и заставлять работать на композицию каждый отдельный звук? Почему, к примеру, не "Научиться играть осмысленно" или "Научиться играть так, чтобы за душу брало", ну и так далее? :) К сожалению такие вопросы на форуме не задаются....

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему, к примеру, не "Научиться играть осмысленно" или "Научиться играть так, чтобы за душу брало", ну и так далее? :) К сожалению такие вопросы на форуме не задаются....

Может, потому что для этого нет готовых рецептов?

Техника-техникой, это то, что можно "взвесить, измерить..." Зафиксировать! И дать "пощупать" другому. 

А вот с душой и осмысленностью сложнее. Вещи-то несколько нематериальные. Тут требуется научиться думать и чувствовать. А у каждого это происходит по-своему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

М-м... Физика звука как бы намекает, что удар по язычку — это точно такое же изменение звука, дополняющее композицию новыми отдельными звучаниями, как и все прочие приёмы игры на варгане. То есть, нет тут такого, чтобы одни приёмы давали бонус «осмысленность и оживление +10», а другие — нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

М-м... Физика звука как бы намекает, что удар по язычку — это точно такое же изменение звука, дополняющее композицию новыми отдельными звучаниями, как и все прочие приёмы игры на варгане. То есть, нет тут такого, чтобы одни приёмы давали бонус «осмысленность и оживление +10», а другие — нет.

 

А что я говорил, что есть неравенство звуков с точки зрения осмысленности/оживлённости или чтобы приемы добавляли её? Только какое-то музыкальное содержание может сделать из набора приемов и погони за быстрым боем музыку, но об этом здесь мы здесь не говорим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Может, потому что для этого нет готовых рецептов?

Техника-техникой, это то, что можно "взвесить, измерить..." Зафиксировать! И дать "пощупать" другому. 

А вот с душой и осмысленностью сложнее. Вещи-то несколько нематериальные. Тут требуется научиться думать и чувствовать. А у каждого это происходит по-своему.

 Конечно сложнее, так и есть, гораздо проще по готовым рецептам ставить рекорды по скорости боя в минуту.

Дополню. Так ведь и прекрасно, что сложнее! Я бы не сказал, что тут абсолютно все у всех индивидуально, есть много общих моментов, которые можно было бы обсудить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А что я говорил, что есть неравенство звуков с точки зрения осмысленности/оживлённости или чтобы приемы добавляли её? 

 

Ага, примерно именно так и говорил: «...а почему, например, не медленному, что гораздо сложнее, поскольку надо "оживлять" и заставлять работать на композицию каждый отдельный звук?»

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 Конечно сложнее, так и есть, гораздо проще по готовым рецептам ставить рекорды по скорости боя в минуту.

 

Не сказал бы, что проще, тут нет готовых рецептов, кроме обобщённых рекомендаций на примере конкретного инструмента и конкретных рук. Даже для того, чтобы поставить рекорд по скорости боя, нужно предельно осмысленно переделать и перенастроить готовый рецепт под мельчайшие особенности своей анатомии. Иначе и рекордов никаких особенных не получится, не говоря уже о том, что и в музыку это вписать сложно будет без корректировки рецепта под свои руки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ага, примерно именно так и говорил: «...а почему, например, не медленному, что гораздо сложнее, поскольку надо "оживлять" и заставлять работать на композицию каждый отдельный звук?»

Аксентий, да у тебя другой подход, особенность которого полное несогласие со всем, что я говорю, я признаю, он лучше и правильнее, ты прав, участвовать дальше в твоём самоутверждении я не желаю! И никакой музыкальности, главное микро моторика!

 

Для остальных: Здесь речь идет не о неравенстве звуков или приёмов, а о создании музыки с помощью управления "характером" каждого звука. Варган, это одноголосный инструмент (возможность добавлять в нему дополнительные подголоски сейчас не рассматриваем) прямолинейно сыгранная на нем музыкальная мысль, напомнит игру на ф-но одним пальцем. К счастью на варгане (как и на других духовых) есть возможность не просто выдать какой-то отдельный звук, но и широчайшие возможности управлять им. Грубо говоря можно не просто делать его тише или громче, но и ярче, темнее, можно не только включить вибрато, а сделать так чтобы оно родилось из этого звука и за короткий промежуток до другого рассказало целую историю, играть огромным количеством тембров итд. На медленной игре этому управлению проще учиться поскольку есть время на раздумье, но и одновременно сложнее поскольку надо дольше держать каждый звук "живым".

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Аксентий, да у тебя другой подход, особенность которого полное несогласие со всем, что я говорю, я признаю, он лучше и правильнее, ты прав, участвовать дальше в твоём самоутверждении я не желаю!

 

Хорошо, как скажешь. Но в этом случае было бы полезно ставить отметку «Для остальных, а не для Аксентия» не только на эту запись, но и на упоминаниях готовых рецептов рекордов скорости и в отдельных ЖЖ-записях с прозрачными намёками на меня и те идеи, что я озвучиваю. Тогда я буду заранее знать, что в эти обсуждения мне лучше не вмешиваться, чтобы ненароком в них не самоутвердиться. (-:

 

P.S. Оффтопик. Просто на всякий случай. 

 

Про лучшие и более правильные подходы. Цитирую самого себя из соседней ветки (жаль, что эта мысль потерялась, это ведь был основной посыл):«да, я тоже проецирую этот свой подход на ситуацию. Но я отдаю себе отчёт в том, что его не нужно идеализировать, что он не может подходить всем и каждому — актуальным в той или иной степени он может быть только тем, кто движется схожим со мной курсом, обладает какими-то схожими задатками и смотрит на варганную музыку схожим образом. И — отдельным пунктом — тем, для кого иные подходы могут быть в большей степени вредными, чем полезными. Если же кому-то мои подходы ни в коей мере не близки, то в этом случае этому кому-то будет вредно перенимать мой опыт, а двигаться этому кому-то нужно в другом направлении»

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для остальных: Здесь речь идет не о неравенстве звуков или приёмов, а о создании музыки с помощью управления "характером" каждого звука. 

Здесь конкретно речь ведётся о том "как научиться быстрому бою". 

Как по мне то я согласен с тем что медленному бою научиться сложнее. В теме "как научится играть на варгане" я писал что пока для меня самый сложный бой это темп 50 4/4, темп 120 4/4 получается качественней(опыт 1 месяц).

Никто не завёл топик "как научиться медленному/осмысленному бою", возможно потому что ученики ещё не дошли до этого уровня, либо не осознали важность такой темы. Что не мешает более опытным нашим товарищам открыть тему вроде "Рекомендации как научиться медленному/осмысленному бою".

 

 

P.S. Оффтопик. Просто на всякий случай. 

Всё что не касается того "как научиться быстрому бою" в этой ветке -есть оффтопик ;)

 

Не беру на себя роль модератора, а просто с целью разнять перепалку титанов)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×