0leg 525 Опубликовано: 11 августа, 2012 ЗЫ: Фоменковых в Магазине не нашёл. Где послушать хорошие примеры? В Архиве. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Мичурин 6 Опубликовано: 11 августа, 2012 Мичурин, я уж тут боюсь чего-либо говорить, да бы гумманитариев не обидеть, но поэксперементируй уже. Сделаешь эксперимент - получишь ответ на свой вопрос, будешь знать о звуке в варгане многое. Удачи, брат! Спасибо! Как говорится: "И опыт сын ошибок трудных..." Вот только беда... на опыты выделено лишь часть воскресенья, а с понедельника по субботу чем заниматься? Вот теорию и штудируем. Процесс наживо! Очень толково дядька рассказывает, особенно то, что меня интересует на данном этапе. Порадовала идея о трех видах зубильцев для запрессовки. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
ingoa 15 Опубликовано: 11 августа, 2012 Передо мной лежит и тот и тот (Орион A#, Фомен , Орион кажется заметно более "долгоиграющим". Взял еще Пыжова A# - по ощущениям примерно так же, как Фоменков. Чем ближе к концу - тише звук - тем лучше заметна эта разница. И пармупилль B - примерно тоже, что Фоменков, останавливается едва заметно быстрее. Решил это визуализировать - записал на компьютерный микрофон, он хоть и съел своими шумами все самое тихое, но посмотреть и увидеть что принципиально спад звука не сильно отличается - можно: Красные метки - там где звук варгана уже перестает быть слышен за шумом микрофона. Повторял три раза, результат идентичен, однако точность эксперимента невелика из-за сложности выравнивания звука (т.е. силы удара) и сложности сигнала - делал это на слух/по ощущениям. Автоматическая нормализация тоже не помогла (у одного варгана может быть громче одна гармоника, у другого другая; мое ухо реагирует больше на первую; компьютер - на вторую и тп). И пока что напрашивается вывод, что затухание зависит от жесткости и распределения масс. Орион самый мягкий, Пыжов самый жесткий. А самое главное, что длительность затухания не является тем параметром, по которому стоит выбирать инструмент! Э. Ну да. Я немного слукавил =) Фоменков у меня в A# а Орион в С. По-этому как более низкочастотный Фоменков звучит дольше Затухание несомненно зависит от жесткости- чем жесткость выше, тем выше запасенная энергия в язычке при его отклонении на одну и ту же величину. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 11 августа, 2012 Предоставился замечательный случай опробовать теорию на практике. Байкал лишился яйца. А потом ещё три-четыре миллиметра обломил пока загибал петельку. Так вот. Затухание не стало дольше, а высота тона выросла значительно. "Голос" стал выраженно металлическим, звонким, резонирует с рамой (незначительно), как-будто постоянно исполняется приём "колокол" параллельно с каждым ударом. Ещё заметил, что полупетелька, в отличии от яйца, очень чувствительно приводит к звяканью о деки, т.е. ошибки удара не прощаются. Буду, наверное, разгибать петельку и наплавлять оловом новое яйцо, восстанавливать настройку на "До". Попробую пустотелый шарик от цепочки напаять, вдруг получится что-то вменяемое. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
ingoa 15 Опубликовано: 11 августа, 2012 Ну, лично я думаю, что сопротивлением воздуха можно пренебречь. Если я заблуждаюсь, то сопротивление можно существенно уменьшить, не только заузив клин язычка в рабочей части непосредственно до сопряжения фасок заточки (т.е. в сечении перед коленом он будет строго ромбовидным), но и выполнив его минимально широким на всей длине (или только на рабочей длине) при сохранении жёсткости, в сечении он будет квадратным прутком, развёрнутым на 45°. Думается, что сопротивление среды это основное тормозящее воздействие на язычек- он все-таки совершает колебания с большой скоростью, создавая волну, которую, усиленную резонансом мы слышим. Для примера считаем, что язычек отклонили на 0.5см и в идеальных условиях, т.е. без затухания считаем пройденный путь за 1с. Пусть частота 20кГц, т.е. 20000 колебаний за 1с совершает язычек. 20000*0,005*2м=200м за 1с. Довольно быстро К тому же воздух продавливается через маленький зазор между язычком и деками Касаемо роста жёсткости при уменьшении толщины -- полагаю, ровно наоборот: будет расти упругость язычка (ну, т.е. увеличится величина отклонения колена при равной приложенной к нему силе). Жёсткость можно увеличить профилированием заготовки язычка (прокатка в вальцах с канавками). Конечно жесткость общая (не удельная) будет расти с увеличением толщины язычка и ее действительно повышают наклёпом- на Батырканове моем видно. Он даже еще и форму имеет как сегмент окружности с большим радиусом кривизны (т.е. все же к прямоугольнику ближе в сечении ) Но с увеличением общей жесткости становится скорее всего труднее скомпенсировать отдачу от хвостовой части язычка. Я этим летом пытался делать язычки из пилы по дереву. Если брать прямо то что было- около 1.3мм, выточить язычек, закрепить в раме, то звука вообще нету, жесткость большая, мгновенное затухание и чувствуешь мощную отдачу в руку- рука похоже тут просто гасит большую энергию. Если этот же язычек закрепить в тисках, то оттянув его получается вполне длительное гудение. В моих опытах язычек длинной 7см (с коленом 1.5см) начал звучать, когда я сточил металл у основания до 0.8мм Угловая скорость -- спасибо что напомнили, я именно это имел в виду под "инерцией колена". Она уменьшается от массы колена-петельки, соответственно его надо максимально облегчать, добиваясь увеличения продолжительности затухания и понижения тона иными способами. Я имею в виду "идеальный варган", на практике, конечно же, проще утяжелить петельку. Но качество звука от этого неизменно ухудшится из-за "замедления" частоты. Таким образом, теоретически идеальный высокочастотный варган должен иметь длинный узкий жёсткий язычок и лёгкое колено (например, стальная проволочка с привареным пустотелым шариком). А? Другой вопрос -- стоит ли заморачиваться изготовлением высокочастотного долгозатухающего варгана? Я имею в виду вот что -- вторичные (рама, профиль дек, зазоры, заточка язычка) и третичные (артикуляция, резонанс-камеры, дыхание, удары) факторы звучания выдают обертоны в сторону высоких частот, т.е. спектр обогащается только "вправо", "влево" мы ничего не получим? Похоже на то, что длинный узкий жесткий и достаточно легкий даст продолжительный звук. Темир-комуз Батырканова и Кенчинбаева как раз подходят под это описание и наверное Кенчинбаева той же ноты будет звучать чуть дольше Батырканова, т.к он жестче. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Мичурин 6 Опубликовано: 11 августа, 2012 Буду, наверное, разгибать петельку и наплавлять оловом новое яйцо, восстанавливать настройку на "До". Попробую пустотелый шарик от цепочки напаять, вдруг получится что-то вменяемое. Разгибай пока красный металл, иначе опять сломаешь кусок. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 11 августа, 2012 Спасибо! Как говорится: "И опыт сын ошибок трудных..." Вот только беда... на опыты выделено лишь часть воскресенья, а с понедельника по субботу чем заниматься? Вот теорию и штудируем. Процесс наживо! Очень толково дядька рассказывает, особенно то, что меня интересует на данном этапе. Порадовала идея о трех видах зубильцев для запрессовки. Жесть! Дядьке респект. Он так уверенно забивает язычок, потому что рама очень массивная, можно когда так... Вот и я то же деки по язычку выставляю оч долго, в это время, как раз, и наблюдаешь как меняется звук, и зубильце у меня есть, только одно, конкретно на каждый язычок - примерно больше корня язычка на 1,5 - 2.0 мм на каждую сторону, приминаю с 2-х ударов, больше нельзя, а то хомуз выворачивает. А так всё показано верно, наверное все приходят к одной технологии изготовления если у тебя нет станков Виммера и приспособ от Шлюттера. Такой хомуз, как у дядьки, интерснее, думаю. Хорошее видео, я прям порадовался... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 11 августа, 2012 Предоставился замечательный случай опробовать теорию на практике. Байкал лишился яйца. А потом ещё три-четыре миллиметра обломил пока загибал петельку. Так вот. Затухание не стало дольше, а высота тона выросла значительно. "Голос" стал выраженно металлическим, звонким, резонирует с рамой (незначительно), как-будто постоянно исполняется приём "колокол" параллельно с каждым ударом. Ещё заметил, что полупетелька, в отличии от яйца, очень чувствительно приводит к звяканью о деки, т.е. ошибки удара не прощаются. Буду, наверное, разгибать петельку и наплавлять оловом новое яйцо, восстанавливать настройку на "До". Попробую пустотелый шарик от цепочки напаять, вдруг получится что-то вменяемое. И лупи по нему как хочешь, а звук останется тем же, хоть длина язычка осталась прежней. Тот треугольник колебания присущий прежнему язычку ушёл, ушла моя константа. Изменился вес язычка, сопротивление воздуха, появились звуки паразиты. Частоту (тон) прежнюю можно вернуть, постепенно разгибая язычок на распрямление, т.е. поймать это положение по тону ( уменя такой эксперемент был), но играть будет нереально, да и звуки-паразиты не уйдут. Техническим серебром можно было бы вернуть всё на круги своя, крепкая штука и красивая. Только где Рига, а где Нижний Новгород. Жаль, я бы за такую работу взялся, прям спорт какой-то... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 11 августа, 2012 Техническое серебро живёт на контактах реле? У бати в сарае наковырял когда-то, думал как иммитацию заклёпок на моделях бронетехники использовать, да не пригодилось -- крупноваты. Попробую переплавить на плите в чём-нибудь типа ложки. Мобыть как-то можно сразу вылить его жидким в какую-нибудь типа форму-кокиль с приставленным огрызком колена варгана, чтобы сразу всё было монолитом, а потом только шлифануть шарик? Из чего такую форму сделать? Кусок доски фрезернуть мобыть? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 11 августа, 2012 Техническое серебро живёт на контактах реле? У бати в сарае наковырял когда-то, думал как иммитацию заклёпок на моделях бронетехники использовать, да не пригодилось -- крупноваты. Попробую переплавить на плите в чём-нибудь типа ложки. Мобыть как-то можно сразу вылить его жидким в какую-нибудь типа форму-кокиль с приставленным огрызком колена варгана, чтобы сразу всё было монолитом, а потом только шлифануть шарик? Из чего такую форму сделать? Кусок доски фрезернуть мобыть? Не-не-не!!! Этот эксперемент обречен на провал. Пропановая горелка с кислородом (маленькая) нужна. Идёшь в любой магазин связанный с холодильной техникой (запчасти и всё такое), покупаешь там палочку для сварки с содержанием серебра 45-55%, внимание офлюсованную обязательно. Дальше всё готовишь. Удобно укладываешь (лучше на нержавейку) Байкала ( обернув его влажной тряпочкой весь, акромя колена). Твоя задача капнуть капельку серебра на самый кончик, потом пламенем быстро, колено чуть залудить (флюс будет литься рекой). Затем сделать лужицу из серебра, в хорошо расплавленную лужицу подвести колено лужоной частью и соединить, дать застыть и аккуратно обработать. Точность нужна ювелирная, т.е нужен навык, если нет опыта, то лучше ненадо, найди человека, сварщика у кого такой опыт есть или вышли мне со всеми параметрами (длина, ширина) делал же ведь обмер. Накрайняк язык сделаю по образу и подобию... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 11 августа, 2012 Вот она, моя константа. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 12 августа, 2012 Вот, подарок закончил. Коробка - футляр для очков (китайская, за 30 рублёв),всё отдуда выломал. Дерево - бук. Ложе сделал на фрезерном станке, сам корпус ложа вручную на шлифстанке, обклеено шёлковым бархатом. Вроде презентабельно получилось... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Мичурин 6 Опубликовано: 12 августа, 2012 Примми ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!! Думаю, ШЕФ будет очень доволен и как порядочный руководитель, должен тебе предоставить право самому выбирать географию следующей комндировки. Просись в Венгрию. Очень интересно заглянуть в мастерские клана Силадьи. Ну а если серьёзно, я так понимаю, тебе больше нравится коллекционное направление - безупречная отделка, презентабельный чехол, т.е. все условия для хранения любимца в тепле и уюте кабинета. А как насчёт параллельного изготовления второй эстэтической ветки - для романтиков, хипарей и прочих бродячих артистов. Напр. - художественная небрежность обработки, маленький, хорошо защищённый чехол, место которого будет в основном на шее, в рюкзаке, в заднем кармане джинс и т.д. В этом плане мне очень нравятся инструменты А. Дернового. 1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 12 августа, 2012 Да, футляр на славу. Лаконично и презентабельно. Шеф как минимум должен зарплату поднять. Кстати, не исключено, что шеф от игры просветлеет и отбросит бизнес как ненужное мирское, уйдёт в монастырь и т.д. Ложе фрезеровал на ЧПУ или как-то вручную (по шаблону)? "Хипарским" любой инструмент можно сделать: шкуркой потереть, молотком побить, зубилом калёным по декам снаружи пройтись, по язычку алмазным бором, кинуть в банку с водой на подоконник на недельку, потом снова шкуркой, и ЗАЛАКИРОВАТЬ. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 12 августа, 2012 Примми ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!Думаю, ШЕФ будет очень доволен и как порядочный руководитель, должен тебе предоставить право самому выбирать географию следующей комндировки. Просись в Венгрию. Очень интересно заглянуть в мастерские клана Силадьи. Ну а если серьёзно, я так понимаю, тебе больше нравится коллекционное направление - безупречная отделка, презентабельный чехол, т.е. все условия для хранения любимца в тепле и уюте кабинета. А как насчёт параллельного изготовления второй эстэтической ветки - для романтиков, хипарей и прочих бродячих артистов. Напр. - художественная небрежность обработки, маленький, хорошо защищённый чехол, место которого будет в основном на шее, в рюкзаке, в заднем кармане джинс и т.д. В этом плане мне очень нравятся инструменты А. Дернового. Да я бы рад в Венгрию, только Венгрия - это специи - не моя тема, я механик, а механика - это Германия. Что касается направления, то инструмент должен быть в любом случае по-возможности безупречным, красивая вещь лучше работает, енто аксиома. А вот футляры... дык это кому чего, для шефа презентабельно, для хиппи можно и прикольно, со знаками, из дуба на крепкой тесьме, шо б от быков отмахиваться, серьёзное оружие мона сделать. У Дернового всё нормально, изюминка есть, я своё направление ищу, пока пробую, эксперементирую, столько всего хочется попробывать, думаю к Новому году кое-что должно определиться. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 12 августа, 2012 Ложе фрезеровал на ЧПУ или как-то вручную (по шаблону)? Не-е, на простом... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 12 августа, 2012 Расскажи как! Вертикально-фрезерный, из стола торчит пальчиковая фреза? И что -- руками держал заготовку и обводил вокруг фрезы? Или как? Насколько я понимаю, у тебя выбрано углубление под варган, сквозное только отверстие под колено. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 12 августа, 2012 К вопросу о теории колебании струны, демонстрация амплитуды: © М/ф "Енеiда" (1991) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 12 августа, 2012 Расскажи как! Вертикально-фрезерный, из стола торчит пальчиковая фреза? И что -- руками держал заготовку и обводил вокруг фрезы? Или как? Насколько я понимаю, у тебя выбрано углубление под варган, сквозное только отверстие под колено. На столе станка стоят прецензионные тиски, поворотные. В них зажата вся заготовка, идеально в горизонт. На заготовке обведён рисунок хомуса, ну и дальше водим туда - сюда, углы поворачиваем тисками, задний круг выбираем фрезой в диаметр. Да любой станочник сделает такую выборку за 10 мин. Сложнее руками выбирать корпус ложа в размер - кропотливая работа. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 12 августа, 2012 К вопросу о теории колебании струны, демонстрация амплитуды: © М/ф "Енеiда" (1991) Константа колебания где-то тут (конкретно для этого уса) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 12 августа, 2012 На столе станка стоят прецензионные тиски, поворотные. В них зажата вся заготовка, идеально в горизонт. На заготовке обведён рисунок хомуса, ну и дальше водим туда - сюда, углы поворачиваем тисками, задний круг выбираем фрезой в диаметр. Да любой станочник сделает такую выборку за 10 мин. Сложнее руками выбирать корпус ложа в размер - кропотливая работа. Координатный стол, короче говоря. У меня он есть, фрезер Proxxon MF 70, а вот поворотных тисков (на червячном механизме и с лимбом) пока нет. Сделал давно иммитацию из редуктора стеклоочистителя и обточенной головки цилиндра, но высоковат, люфтит и нет лимба. А плоские поворотные не продаются. Видать, большой фрезер у тебя, взрослый. Выбрать корпус ложа -- имеешь в виду внешнюю поверхность деревяшки-вкладыша? Обвести контур по контуру пластмассового футляра и фрезернуть овал с припуском внутрь фрезой под нужным углом (снимет "фаску"), вклеить на эпоксидку. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 13 августа, 2012 Опосля реанимации Байкала на большой амплитуде стало "сносить в щебень", язычок звякает об деки. В связи с этим вопрос: Является ли наплавка в угол колена усиливающей и присутствует ли она на всех "топовых" доромбах Силадьи? Моя напайка "ушла" в процессе загиба петельки "на горячую", вот я и призадумался, что влияет на возникший из ниоткуда щебень -- то ли колено вибрирует и торсионно закручивает язычок, то-ли наклон колена вниз от рабочей плоскости градусов на 5° как-то побочно влияет... Кстати, вхолостую (не прижимая к зубам) удар на себя даёт звонкую вибрацию, а от себя -- глуховатую с дребезгом; приложив к зубам звук туда и обратно одинаковый. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Мичурин 6 Опубликовано: 13 августа, 2012 Опосля реанимации Байкала на большой амплитуде стало "сносить в щебень", язычок звякает об деки. В связи с этим вопрос: Является ли наплавка в угол колена усиливающей и присутствует ли она на всех "топовых" доромбах Силадьи? Моя напайка "ушла" в процессе загиба петельки "на горячую", вот я и призадумался, что влияет на возникший из ниоткуда щебень -- то ли колено вибрирует и торсионно закручивает язычок, то-ли наклон колена вниз от рабочей плоскости градусов на 5° как-то побочно влияет... Кстати, вхолостую (не прижимая к зубам) удар на себя даёт звонкую вибрацию, а от себя -- глуховатую с дребезгом; приложив к зубам звук туда и обратно одинаковый. Может это твоя новая гуля нарушает аэродинамику? Кстати читал о том, что пан Шлюттер говорит об олове, воронении и другой химии в варганостроении? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 13 августа, 2012 Hab' nichts gelesen von Schluetter. Wo und was? В смысле, чего пишет? Эффект слабовыражен но интересен. Особенно если к столу прижать и подёргать, очень разный звук "на себя" и "от себя", от себя ощутимо богаче, что-ли, вибрация, как-будто двойная-тройная... Кстати, по ровному виду амплитуды колебания и отсутствию мерцания влево-вправо, вроде всё штатно и гладко. А когда рубаю, изредка позвякивает. Может старый стал, рука дрожит и т.п. А может действительно наплавку надо в колено, неспроста ж она там изначально была? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Мичурин 6 Опубликовано: 14 августа, 2012 Hab' nichts gelesen von Schluetter. Wo und was? В смысле, чего пишет? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах