Перейти к содержимому
Форум варганистов
Pomor51

Как сделать варган

Recommended Posts

Амплитуда = громкость; частота = скорость (количество колебаний в секунду).

27c4aaae3c91.jpg

Зелёная стрелка - громкость. Где-то так?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Амплитуда = громкость; частота = скорость (количество колебаний в секунду).

АМПЛИТУДА КОЛЕБАНИЙ

(от лат. amplitude — величина), наибольшее отклонение (от среднего) значения величины, совершающей гармонические колебания, напр. отклонение маятника от положения равновесия, значений силы электрич. тока и напряжения в перем. электрич. токе. Другими словами, А. к. определяет размах колебаний. В строго периодич. колебаниях А. к.— величина постоянная. Термин «А. к.» часто применяют в более широком смысле — по отношению к величине, колеблющейся по закону, б. или м. близкому к периодическому; в этом случае А. к. может изменяться от периода к периоду.

 

ЧАСТОТА КОЛЕБАНИЙ, число полных колебаний в единицу времени. Для гармонических колебаний Ч. к. f = 1/T, где Т — период колебаний. Единица Ч. к. — одно колебание в секунду, или герц. Часто пользуются величиной w = 2pf, которая называется циклической или круговой частотой.

 

Ваша "скорость" (частота) - ни что иное как тон звука (до, ре, ми и т.д.). И в случае с хомусом частота звука язычка напрямую зависит от амплитуды колебания, чем больше амплитуда колебания - тем ниже звук. Можно сколько угодно упражняться в искусстве полемики, но мы сдесь копаем суть, дабы не парить мозги, в своих объяснениях я оттолкнулся от амплитуды. ПАТАМУ ЧТА у меня опыт и эксперименты, а как говорил М.Ломоносов: "один опыт ценю больше, чем тысячу мнений..." :angry:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Прикольно "рычит".

Т.е. ты толщиной язычка не экспериментируешь? Она по всей длине одинковая?

Я,я... Эксперементирую с ШИРИНОЙ язычка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Так точно. Поэтому, по-моему, чтобы варган "богато пел" -- надо увеличивать частоту его колебаний (повышением жёсткости, уменьшением ширины язычка, введением утоньшения посередине, максимальным снижением веса колена-петельки); а чтобы он "пел" долго -- надо продлевать колебания (утончив язычок посередине имеем "разгоняющую маховиковую" корневую часть, удлинением язычка, бОльшая упругость материала язычка). Баланс нужно искать. Теоретически можно составить математическую модель и рассчитать "идеальную" конфигурацию язычка.

Берём мой гибрид №1: Всё, что здесь перечисленно имеется в нём, слушаем, получаем зудящее непонятно что.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ваша "скорость" (частота) - ни что иное как тон звука (до, ре, ми и т.д.).

Это не "наша частота", это частота звука, без каких-либо вариантов. Если эта частота совпадает с частотой какой-либо ноты, тогда ее можно назвать нотой и говорить о тоне.

 

И в случае с хомусом частота звука язычка напрямую зависит от амплитуды колебания, чем больше амплитуда колебания - тем ниже звук.

Нет. Чем меньше амплитуда, тем тише звук. В некоторых неидеальных системах при изменении амплитуды еще может меняться степень разных посторонних призвуков, которые слегка могут менять и тембр, но если мерять основную частоту - никуда она не денется. Что маятник, что язычок варгана колеблются с одинаковой постоянной частотой.

 

Можно сколько угодно упражняться в искусстве полемики, но мы сдесь копаем суть, дабы не парить мозги, в своих объяснениях я оттолкнулся от амплитуды.

Это не полемика, это физика... А амплитуда и частота слишком важны для варгана, что бы вместо одного понятия использовать другое...

 

ПАТАМУ ЧТА у меня опыт и эксперименты, а как говорил М.Ломоносов: "один опыт ценю больше, чем тысячу мнений..." :angry:

Проведите опыт - заставьте варган издать звук различной высоты, меняя только амплитуду колебаний язычка;)

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

:unsure:

Это не "наша частота", это частота звука, без каких-либо вариантов. Если эта частота совпадает с частотой какой-либо ноты, тогда ее можно назвать нотой и говорить о тоне.

 

 

Нет. Чем меньше амплитуда, тем тише звук. В некоторых неидеальных системах при изменении амплитуды еще может меняться степень разных посторонних призвуков, которые слегка могут менять и тембр, но если мерять основную частоту - никуда она не денется. Что маятник, что язычок варгана колеблются с одинаковой постоянной частотой.

 

 

Это не полемика, это физика... А амплитуда и частота слишком важны для варгана, что бы вместо одного понятия использовать другое...

 

 

Проведите опыт - заставьте варган издать звук различной высоты, меняя только амплитуду колебаний язычка;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Миротворец, дорогой! В Гибриде №1 имеется не всё, а только то что есть. Тем более что параметры мною перечисленных факторов должны и между собой гармонировать. Где-то на сотку ушло что-то -- вот тебе и "зудящее непонятно что". Варган -- штука тонкая, "гармонию теорией не поверить". Насчёт математической модели -- это я всего лишь в качестве теоретической отработки, скажем, долгого затухания: забиваем в формулу плотность и твёрдость металла язычка, длину, две ширины клина, длину (вместе с разогнутой петелькой + некая поправка на смещение центра масс у закрученной) и угол колена (с теоретически абсолютной жёсткостью), положение и длину снятия толщины, толщину основную и в месте снятия, силу удара = и получаем время полного затухания. Меняем любой из параметров и смотрим как влияет на результат.

 

Но, думаю, фигня это всё. Надо просто брать и делать, экспериментировать с вышеуказанными параметрами, не забывая о технологичности массового производства.

 

А по амплитудам и частоте -- таки-да, это Физика, раздел Акустика.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это не полемика, это физика... А амплитуда и частота слишком важны для варгана, что бы вместо одного понятия использовать другое...

 

Я сделал пару хороших варганов, многое про варганы понял, многое добавил, появились кое-какие секреты технологий изготовления. Мичурин, то же сварганил неплохой варган. Думаю он хорошо понял о чём речь была - это для меня главное. Что касается опыта, прицепите к язычку варгана гайку изменится амплитуда, изменится звук, изменится частота. Речь идёт об амплитуде constanta для какого-либо конкретного варгана, а не о "тише-громче в целом". :o

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если прицепить гайку, колебание будет медленнее из-за возросшей массы на рычаге. Амплитуда будет больше только если сильнее колотить по колену. А желание колотить сильнее возникает из-за глухости звука, которая возникает опять же из-за возросшей массы колена -- бОльшая инерция, бОльший момент сил. Частота понижается (язычок колеблется медленнее = ниже частота), а тембр зависит от чего угодно, в том числе и от того, что масса гайки демпфирует язычок, и от того что гайка дополнительно влияет на паразитное колебание самого колена вокруг его загиба.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, варганисты непобедимы. И ты будешь непобедим, когда будешь ежедневно по 3 часа рубать. :jh:

  • Upvote 1
  • Downvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Т.е. при укорачивании длины колена, например с 3см до2см звук должен становиться тише из-за уменьшения амплитуды. А частота должна повыситься тем самым повысив ноту?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Укорачивание колена уменьшит инертную массу = увеличит частоту = повысит ноту (тон) -- но в незначительной мере, не так сильно как укорачивание язычка. На амплитуду никак не влияет. Амплитуда (её изменение) зависит ТОЛЬКО от силы удара.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Т.е. при укорачивании длины колена, например с 3см до2см звук должен становиться тише из-за уменьшения амплитуды. А частота должна повыситься тем самым повысив ноту?

 

Что повысится частота это однозначно, а вот амплитуда задается первоначальным внешним усилием. На сколько язычок отклонит удар, таким начало и будет. Другое дело, что что бы отклонить на одну величину более тяжелый груз, нужно больше усилий при ударе...

 

P.S. А, carrey уже ответил...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С Папой Карло не всё так просто. Как поёт Светлана Афанасьева из Якутии, у него дочь родилась:

 

 

Гляди, Мичурин, шоб и у тебя всё чотко було с "шарманкой"! :jh:

 

По доромбам -- Байкал форэвэр. Звук какой хочешь, и рычит, и трещит, и режет, и шепчет, капель вот освоил, двусторонний осваиваю... Но не поёт, собака, как ни пыжусь.

 

Звонкие-высокие оно и хорошо бы, но лично мне не нравится что затухание быстрое. Как продлить, сохранив высокий тон? Чем можно разгонять рабочую часть язычка? Если в корневой части он дюже широкий, имеет постепенный наплыв, а в рабочей части узкий клин (типа как на доромбах), и соответственно имеет одну-две подточки по толщине -- мобыть тогда он будет вибрировать быстро и долго?

 

Олег, не припомните высоких долгозатухающих? Есть ли какие-нибудь визуальные отличия в конструктиве и геометрии?

 

Ув. Success и Варганист, не подключитесь ли к дискуссии?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Т.е. при укорачивании длины колена, например с 3см до2см звук должен становиться тише из-за уменьшения амплитуды. А частота должна повыситься тем самым повысив ноту?

Мичурин, я уж тут боюсь чего-либо говорить, да бы гумманитариев не обидеть, но поэксперементируй уже. Согни язык с коленом в 3 см. Поиграй (можно да же записать) Поставь его под прямым углом (запиши). Отогни в 45 градусов - звук будет ниже. Эти же 45 обрежь до 2 см - звук будет выше, убери совсем кольцо - звук будет ещё выше. Выпрями язык совсем - получишь бас. Громкость не изменится (как лупонёшь по языку) будет меняться только тон. Есть константа для конкретного языка (поэтому амплитуда - это всё что угодно только не громкость) и ненадо сюда приплетать силу удара. Громкость в варгане - это качество и заточка зазоров и узла (деки - язычок). Сделаешь эксперимент - получишь ответ на свой вопрос, будешь знать о звуке в варгане многое. Удачи, брат!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Олег, не припомните высоких долгозатухающих? Есть ли какие-нибудь визуальные отличия в конструктиве и геометрии?

Пытался когда-то считать время затухания колебаний - пришел к выводу, что и на практике оно зависит только частоты, т.е. каких либо качественных отличий не смог найти (что бы два варгана с одинаковой частотой имели разное время затухания). А с затуханием звука гораздо сложнее, ибо там без человека никуда... кривые спада разные и зависят от качества сборки (зазоры в первую очередь), материала язычка...

 

Есть константа для конкретного языка (поэтому амплитуда - это всё что угодно только не громкость) и ненадо сюда приплетать силу удара.

Какая константа?

Давайте еще эксперимент: 1) оттягиваете (бьете) язычек на 2 мм, отпускаете, слушаете громкость. 2) оттягиваете (бьете) язычек на 20 мм, отпускаете, слушаете громкость.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Миротворец, мы говорим о колебаниях, затуханиях, частоте, амплитуде ЯЗЫЧКА. Только язычка. Зажми язычок без рамы в тиски (или варган за место установки язычка, через дощечки, чтобы раму не помять), и поэкспериментируй. Для наглядности записывай на микрофон и смотри в звуковом редакторе спектральный анализ и частотную гистограмму.

 

Олег... Получается, что физически невозможно сделать высокий долгозатухающий? Тогда надо обращаться к тов.Пыжову с вопросами о широкоспектральном язычке. Его хомусы (насколько я могу судить по записям) -- долгозатухающие, фактически средне- и низкочастотные, но имеют богатый спектр вплоть до высоких частот. То есть, высота там увеличивается вторичными факторами (заточка, зазоры)? Или третими факторами -- аритикуляцией, дыханием? Если разные по анатомии и квалификации люди играют на том же инструменте Пыжова тот же мотив -- будет ли разница в спектре?

 

Чую, надо справочники по колебательным системам полистать, мобыть как-то можно продлевать затухание...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Миротворец, мы говорим о колебаниях, затуханиях, частоте, амплитуде ЯЗЫЧКА. Только язычка. Зажми язычок без рамы в тиски (или варган за место установки язычка, через дощечки, чтобы раму не помять), и поэкспериментируй. Для наглядности записывай на микрофон и смотри в звуковом редакторе спектральный анализ и частотную гистограмму.

 

Олег... Получается, что физически невозможно сделать высокий долгозатухающий? Тогда надо обращаться к тов.Пыжову с вопросами о широкоспектральном язычке. Его хомусы (насколько я могу судить по записям) -- долгозатухающие, фактически средне- и низкочастотные, но имеют богатый спектр вплоть до высоких частот. То есть, высота там увеличивается вторичными факторами (заточка, зазоры)? Или третими факторами -- аритикуляцией, дыханием? Если разные по анатомии и квалификации люди играют на том же инструменте Пыжова тот же мотив -- будет ли разница в спектре?

 

Чую, надо справочники по колебательным системам полистать, мобыть как-то можно продлевать затухание...

 

У Фоменкова долгозатухающие варганы. Весьма и весьма. Доромб Орион, который приводится в качестве примера по долгозатухаемости значительно отстает.

Думается, чисто теоретически :rolleyes: , что высокочастотные долгозатухающие варганы тяжело сделать. Как было правильно отмечено частота колебаний==высота звука, а амплитуда==громкость и никак иначе- фантазии тут не уместны, а сомневающимся- учебник физики для школы в помощь :P

Так вот, чем выще звук- тем выше угловая скорость язычка, тем больше сила, которая препятствует движению язычка- сопротивление воздуха, которое пропорционально КВАДРАТУ скорости. Т.е язычек у высокочастотных варганов будет быстрее затухать(уменьшаться амплитуда под действием сопротивления воздуха) чем в низкочастотных которые помимо всего прочего обладают обычно большей массой, т.е. более инертны и не так быстро затухают. Проделаем такой мысленный эксперимент- возьмем язычек с длинной=константа, колено=константа и будем менять толщину (в каком месте пока считаем что неважно). Частота будет расти, будет расти жесткость. Предположим, что мы добились необходимого тона и теперь хотим увеличить продолжительность звучания. Это можно сделать увеличив вес язычка и тем самым повысив его инерционность, но при этом мы будем понижать тон. Для компенсации понижения тона увеличим толщину язычка и добьемся повышения тона до необходимого, но при этом мы получим увеличение жесткости возможно до такого состояния, что человек уже и играть не сможет комфортно.

Аналогичные мысленные эксперименты можно проводить меняя длинну язычка, коэффициент упругости материала, фиксируя какие-то параметры

Вот :rolleyes: .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, лично я думаю, что сопротивлением воздуха можно пренебречь. Если я заблуждаюсь, то сопротивление можно существенно уменьшить, не только заузив клин язычка в рабочей части непосредственно до сопряжения фасок заточки (т.е. в сечении перед коленом он будет строго ромбовидным), но и выполнив его минимально широким на всей длине (или только на рабочей длине) при сохранении жёсткости, в сечении он будет квадратным прутком, развёрнутым на 45°.

 

Касаемо роста жёсткости при уменьшении толщины -- полагаю, ровно наоборот: будет расти упругость язычка (ну, т.е. увеличится величина отклонения колена при равной приложенной к нему силе). Жёсткость можно увеличить профилированием заготовки язычка (прокатка в вальцах с канавками).

 

Угловая скорость -- спасибо что напомнили, я именно это имел в виду под "инерцией колена". Она уменьшается от массы колена-петельки, соответственно его надо максимально облегчать, добиваясь увеличения продолжительности затухания и понижения тона иными способами. Я имею в виду "идеальный варган", на практике, конечно же, проще утяжелить петельку. Но качество звука от этого неизменно ухудшится из-за "замедления" частоты.

 

Таким образом, теоретически идеальный высокочастотный варган должен иметь длинный узкий жёсткий язычок и лёгкое колено (например, стальная проволочка с привареным пустотелым шариком). А?

 

Другой вопрос -- стоит ли заморачиваться изготовлением высокочастотного долгозатухающего варгана? Я имею в виду вот что -- вторичные (рама, профиль дек, зазоры, заточка язычка) и третичные (артикуляция, резонанс-камеры, дыхание, удары) факторы звучания выдают обертоны в сторону высоких частот, т.е. спектр обогащается только "вправо", "влево" мы ничего не получим?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Олег... Получается, что физически невозможно сделать высокий долгозатухающий?

Черт его знает, что возможно, а что нет))

 

фактически средне- и низкочастотные, но имеют богатый спектр вплоть до высоких частот. То есть, высота там увеличивается вторичными факторами (заточка, зазоры)?

Высота варгана - это частота его основного тона; спектр к нему отношения не имеет. У низкого варгана в спектре есть высокие частоты, просто они кажутся более оторванными от базовой. А чем выше - тем они ближе и монолитнее (труднее различаются и выделяются). Наличие этих высоких гармоник зависит от зазоров.

 

Если разные по анатомии и квалификации люди играют на том же инструменте Пыжова тот же мотив -- будет ли разница в спектре?

Должен быть немного разный спектр, весовое распределение частот. Но резонанс - выделение обертонов - это все подавляет.

 

Тогда надо обращаться к тов.Пыжову с вопросами о широкоспектральном язычке. Его хомусы (насколько я могу судить по записям) -- долгозатухающие
У Фоменкова долгозатухающие варганы. Весьма и весьма. Доромб Орион, который приводится в качестве примера по долгозатухаемости значительно отстает.

Передо мной лежит и тот и тот (Орион A#, Фомен B), Орион кажется заметно более "долгоиграющим". Взял еще Пыжова A# - по ощущениям примерно так же, как Фоменков. Чем ближе к концу - тише звук - тем лучше заметна эта разница. И пармупилль B - примерно тоже, что Фоменков, останавливается едва заметно быстрее.

 

Решил это визуализировать - записал на компьютерный микрофон, он хоть и съел своими шумами все самое тихое, но посмотреть и увидеть что принципиально спад звука не сильно отличается - можно:

 

Красные метки - там где звук варгана уже перестает быть слышен за шумом микрофона. Повторял три раза, результат идентичен, однако точность эксперимента невелика из-за сложности выравнивания звука (т.е. силы удара) и сложности сигнала - делал это на слух/по ощущениям. Автоматическая нормализация тоже не помогла (у одного варгана может быть громче одна гармоника, у другого другая; мое ухо реагирует больше на первую; компьютер - на вторую и тп).

 

jh_time.jpg

 

И пока что напрашивается вывод, что затухание зависит от жесткости и распределения масс. Орион самый мягкий, Пыжов самый жесткий.

 

А самое главное, что длительность затухания не является тем параметром, по которому стоит выбирать инструмент!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да мы и не выбираем, не приведи господи! Мы скорее в чёрных очках в тёмной комнате ищем чёрную кошку "Идеальный варган", причём не уверены в её наличии в комнате. B)

 

Книга по теории варгана должна быть написана, мы тут по крайней мере на "01. Введение" уже наработали. ;)

 

По теме: Орион скорее самый упругий, чем мягкий. Если "мягкий" -- то после изгибания обратно не вернётся. Ну это так, придеризм на уровне терминологии. А так, да, согласен. Надо максимально работать над облегчением и "мягкостью". Если, конечно, отдавать хоть какой-то приоритет продолжительности затухания. Поткин, вон, быстрозатухающ но певуч зараза, руки тянутся.

 

ЗЫ: Фоменковых в Магазине не нашёл. Где послушать хорошие примеры?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×