Миротворец 8 Опубликовано: 6 июля, 2012 Пруток 6-ка скорее всего. Зачёт Вашему глазомеру и моя уважуха лично Вам... (6,5 мм) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 6 июля, 2012 А-а, так это всё-таки Поткин. Я не спорю, варганчик классный. Что касается прутка. Надо было, наверное действительно делать что-то простое и классическое, но уж больно хочется пофантазировать и сделать именно своё. Отсюда и выбран размер с запасом (6,5 мм) на доработку. Сегодня согнул заготовку, понял, что с размером переборщил, но получил хороший навык и понятие как это делается. Предлагаемый чертёжик понравился, в следующем можно будет применить Ваши рекомендации. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 6 июля, 2012 Красиво загнули, ровно и гладко, без подмятий. Чем и как? На оправке -- это понятно, но чем подпирали снаружи радиусов? По размеру Вы кажется уже поняли -- чтобы на таком играть, надо слишком далеко разводить челюсти (то есть -- можно играть и на таком, но уставать будешь раньше). Вдвое меньше надо бы. В идеале расстояние между зубами должно равняться ширине язычка. Но это -- моё мнение, скорее всего оно ошибочное и практическая игра на Вашей конструкции полностью подтвердит правомочность и обоснованность выбора таких параметров геометрии. По весу мне такая рама даже больше нравится, думаю на зубах вибрации не будет вообще. С нетерпением жду запила под язычок, его фиксацию и первых проб! Успехов Вам и удачных попаданий и далее! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
ArtemN 5 Опубликовано: 6 июля, 2012 Пруток нормальной толщины, надо только его расплющить и деки сточить. Ну это если как мне ближе якутский дизайн ) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 7 июля, 2012 Красиво загнули, ровно и гладко, без подмятий. Чем и как? На оправке -- это понятно, но чем подпирали снаружи радиусов? По размеру Вы кажется уже поняли -- чтобы на таком играть, надо слишком далеко разводить челюсти (то есть -- можно играть и на таком, но уставать будешь раньше). Вдвое меньше надо бы. В идеале расстояние между зубами должно равняться ширине язычка. Но это -- моё мнение, скорее всего оно ошибочное и практическая игра на Вашей конструкции полностью подтвердит правомочность и обоснованность выбора таких параметров геометрии. По весу мне такая рама даже больше нравится, думаю на зубах вибрации не будет вообще. С нетерпением жду запила под язычок, его фиксацию и первых проб! Успехов Вам и удачных попаданий и далее! Спасибо. Загибал в тисках, грея газом в разных местах и подгибая без усилий в нужную сторону, расстреливая всё это дело глазомером. А вот про оправку я как-то не подумал, действительно, нужно было выточить кругляк с канавкой под 45 град и на нём гнуть. На фото, наверное не видно, кольцо чуть ушло в сторону ( по общему плану ). Поскольку первый варган, то себе решил простить. В дальнейшем, конечно, от этого нужно избавляться. Заготовку хочу красиво обработать и отшлифовать, может быть какой рисунок сделать. С запилом проблемы: да же, пока, не знаю с какого боку подходить. Надфили точно уведут в сторону. Если правильно закрепить корпус, то можно профрезировать. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
ingoa 15 Опубликовано: 7 июля, 2012 Спасибо.Загибал в тисках, грея газом в разных местах и подгибая без усилий в нужную сторону, расстреливая всё это дело глазомером. А вот про оправку я как-то не подумал, действительно, нужно было выточить кругляк с канавкой под 45 град и на нём гнуть. На фото, наверное не видно, кольцо чуть ушло в сторону ( по общему плану ). Поскольку первый варган, то себе решил простить. В дальнейшем, конечно, от этого нужно избавляться. Заготовку хочу красиво обработать и отшлифовать, может быть какой рисунок сделать. С запилом проблемы: да же, пока, не знаю с какого боку подходить. Надфили точно уведут в сторону. Если правильно закрепить корпус, то можно профрезировать. Надфилем нормально делается ласточкин хвост. Я делал так: зажал струбциной раму через 2 мягкие деревянные дощечки- тогда рама крепко удерживается, приложил язычек, отцентровал, наметил где надо пропил делать и довольно быстро проточил паз. У вас рама довольно толстая имхо можете вообще потом не развальцовывать, а расклинить язычек в пазе клином из латуни. В случае чего сможете легко заменить язычек на другой, поэкспериментировать. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 7 июля, 2012 По работе надфилями, всё понял, постараюсь сделать неторопясь. Что касается большой заготовки то многое в ней ещё сточится. Сейчас думаю над вариантом (якутским, чертёжик выше). Другое беспокоит: есть ли смысл потом закалить раму? Сейчас она довольно крепкая, но после обработки ослабнет... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 7 июля, 2012 Смысл есть (деки не будут сжимать язычок), но только после окончательного выравнивания дек по клину язычка, а это значит что закаливать надо будет вместе с язычком и его креплением, что не есть гут. Подумайте насчёт высверлить в торце кольца рамы паз, куда будет вставляться язычок и подпираться клинышком -- жёсткая и разборная конструкция. PS: чертежей якутских я пока не видел, а Вы? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 8 июля, 2012 PS: чертежей якутских я пока не видел, а Вы? НУ И КАК ЭТО ПОНИМАТЬ???!!! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 8 июля, 2012 Чертёж относится исключительно к фразе "выполнить продольный запил на рабочую часть дек и развернуть на 60°..90° деки". Якутские я не обмерял ибо у меня их нет. Какое у них сечение - не знаю. Про "по-якутски" я имел в виду общий вид рамы (квадратного сечения деки и сплющенное кольцо) и частично технологию (они выгибают пруток и расклёпывают кольцо). Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
0leg 523 Опубликовано: 9 июля, 2012 Якутские я не обмерял ибо у меня их нет. Круто такое услышать от человека, завалившего форум хомусовосторгами... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 9 июля, 2012 "Восторги" от увиденного и услышанного здесь недопустимы? "Заваливание форума" со скольки сообщений начинается? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
ЙОЖА 0 Опубликовано: 9 июля, 2012 Удалено Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
ЙОЖА 0 Опубликовано: 9 июля, 2012 Удалено Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 9 июля, 2012 Про "по-якутски" я имел в виду общий вид рамы (квадратного сечения деки и сплющенное кольцо) и частично технологию (они выгибают пруток и расклёпывают кольцо). Ну дык и я это имел ввиду. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 9 июля, 2012 Ладно, проехали. Вот, кстати, чего на глаза попалось касаемо профиля язычка у якутов: Когда я увидел на свет продольный профиль язычка инструмента И.И.Христофорова, то увидел как минимум три тонкости, которые сразу не повторить: снизу он имеет утоньшение на расстоянии 0,8 см, сверху 2 ребра (утолшения) чуть по-бокам, всё это вносит дополнительные гармоники в звучание. Язычёк настолько интересно сделан, что если изогнуть его в какую-либо сторону (например вовнутрь, чтоб звучал от одного выдоха), то через 2 минуты занимает прежнее положение - точно между дек. http://www.khomus.ru/forum/index.php?PAGE_...336#message4336 примерно такой http://smirnoff-evgeny.narod.ru/foto/Profil.JPG только преувеличены немного http://www.khomus.ru/forum/index.php?PAGE_...842#message3842 И по геометрии чуток (размеры язычков): http://veskimo.livejournal.com/6579.html Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 9 июля, 2012 Я тут заготовку обработал, для сравнения положил рядом "Ручейка" Нужен совет как интереснее закруглить, иль как по-другому обработать торцы дек. Варганчик, конечно, получается большой, но симпатичный. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
0leg 523 Опубликовано: 9 июля, 2012 Да оставьте пока как есть, займитесь звуком в первую очередь - язычком и его подгонкой, а потом уже удобство будете наращивать, исходя из получившегося типа инструмента. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 9 июля, 2012 снизу он имеет утоньшение на расстоянии 0,8 см, сверху 2 ребра (утолшения) чуть по-бокам, всё это вносит дополнительные гармоники в звучание. Язычёк настолько интересно сделан, что если изогнуть его в какую-либо сторону (например вовнутрь, чтоб звучал от одного выдоха), то через 2 минуты занимает прежнее положение - точно между дек. [/i] М-да... Круто.... Такой язычёк можно только откатать или отшлифовать на плоскошлифовальном. Но лучше откатать, вальцы, потом можно будет использовать для серийного п роизводства. Оч интересно... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 9 июля, 2012 Да оставьте пока как есть, займитесь звуком в первую очередь - язычком и его подгонкой, а потом уже удобство будете наращивать, исходя из получившегося типа инструмента. Как потом-то?! С уже поставленным язычком? Нет, нужно с рамой всё закончить, следующий этап будет установка язычка... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 9 июля, 2012 По торцам - у моего Байкала просто на ~45° по три фаски сняты вручную проворачивая раму на точиле -- четвёртый угол у рабочего ребра нетронут. У Пыжова покрасивее -- 45° срез до середины (до верхнего и нижнего ребра) при виде сверху если рама лежит на столе, то есть срезан только один угол. Полагаю, это вопрос косметики и безопасности, чтобы острым углом в дёсны не ткнуть. У якутов несколько по-другому. Насколько я могу судить по гигабайту фотографий разных варганов крупным планом, у традиционных якутских хомусов крайняя половина...2/5 (рабочая часть, место касания губами) квадратных в сечении дек имеет клиновидное сужение к язычку по внешнему ребру (примерно до 2/3...половины исходной толщины прутка). При виде сбоку с торцов снимаются фаски по ~45° (с верхнего и нижнего угла, образуя "зубило"), внешний угол остаётся ~100°. Олег, конечно, мог бы поподробнее рассказать о геометрии якутов, с его замечательными фотографиями. PS: заметил что у Вас на последнем фото правое рабочее ребро туповато, надо поострее. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Миротворец 8 Опубликовано: 9 июля, 2012 PS: заметил что у Вас на последнем фото правое рабочее ребро туповато, надо поострее. Ага, есть такое дело... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 9 июля, 2012 Иннокентий Никитич много экспериментирует с его материалом. Он показал нам язычок хомуса сделанный из дамасской стали, но, к сожалению, этот эксперимент не удался. Подобная сталь слишком легко расслаивается. http://www.varganist.ru/72.html PS: http://m-proektov.narod.ru/data/main-8/m-k...otovstevIN.pptx Это презентация про Готовцева, в ней есть готовые рабочие чертежи-эскизы его работ, можно выдрать и поизучать. PPS: http://www.liveinternet.ru/users/dancer2000/post92547835/ тут хорошие фото его инструментов, обратите внимание на колёсико ручной регулировки зазора. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 9 июля, 2012 Кириллин Иннокентий Изготовление национального музыкального инструмента с использованием технологии литья (курсовая работа) http://knowledge.allbest.ru/moscow/2c0a656...21206c27_1.html По нашему мнению древние кузнецы, мастера в основном выбрали первый путь, так как в то время не было электрических точил. А ручное точило требовало много времени, поэтому они ковали и подвергали закалке язычка. на первых этапах своего существования этот инструмент выполнял функцию аккомпанирующего ротового бубна в древних культовых обрядах ...ну и так далее. За неимением источников Список литературы 1. Антонов Н.К. О якутских металлургических терминах. – Полярная звезда, Якутск, 1977. 2. Боло С.Н. Прошлое якутов до прихода русских на Лену. — М., 1938. 3. Гоголев З.В. Якутия на рубеже Х1Х-ХХ вв. - Новосибирск, 1970. 4. Готовцев И.Н. Сахам хомуhугар сананы - Новые технологии якутского хомуса. Якутск., Сахаполиграфиздат, 2003. 5. Иванов В.Н. Социально-экономические отношения у якутов XVII в. - Якутск, 1966. 6. Иванов В.Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии ХУП-ХУШ вв.-М., 1974. 7. История Якутской АССР. - М., 1955. 8. Исторические предания и рассказы якутов. - М., 1960. 9. Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII в. - Якутск,1971. 10. Ксенофонтов Г.В. Уранхай сахалар. - Иркутск, 1937. 11. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. -М., 1977. 12. Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. - СПб., 1878. 13. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. - М., 1917. 14. Сафронов Ф.Г. Труды по истории археологии, этнографии и исторической библиографии. - СПб., 1976. 15. Сборник научных статей Якутского музея. - 1955.-Вып., Якутск. 16. Серошевский В.Л. Якуты. - СПб., 1896. 17. Софронеев П.С. Якуты в первой половине XVIII в. - Якутск, 1972. 18. Струминский М.Я. Кустарный способ добычи руды и выплавки из нее железа якутами. Сборник материалов по этнографии якутов. - Якутск, 1948. 19. Токарев С.А. Общественный строй якутов ХУП-ХУШ вв. 20. Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. - М., 1940. 21. Уткин К.Д. Голосом живой природы. - КИФ «Ситим», Якутск, 1993. 22. Уткин К.Д. Железоделательное производство якутов. - ЧИФ «Ситим»,Якутск, 1994. 23. Уткин К.Д. Черная металлургия якутов второй половины XIX – начала XX вв. - Якутское книжное издательство, 1992. 24. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л., 1969. 25. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. — М., 1974. ...можно почитать хотя-бы компиляцию. Есть полезные сведения и практический опыт: Отсюда приходим к выводу нужно изготовить хомус, в традиционной форме, но по новым технологиям. Проработав над проектной работой при изготовлении якутского хомуса с использованием технологии литья, мы пришли к выводу, что применение бронзы для корпуса, нержавеющей стали для язычка улучшают эстетичность, гигиеничность, практичность и долговечность инструмента. Допустимые пределы стоимости – 1500-5000 рублей Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
carrey 33 Опубликовано: 9 июля, 2012 Потоптался по Музею, нашёл Эталон якутского хомуса: Обращает на себя внимание трапецевидная форма дек, плоские грани для зубов, сошлифовка по толщине посередине язычка с внешней стороны (думаю, для продления вибрации рабочей части), крепление язычка в кольце рамы расклёпыванием. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах