Перейти к содержимому
Форум варганистов
Pomor51

Как сделать варган

Recommended Posts

Влияет ли марка стали на качество звучания?

 

Например, когда я делал ВАРГАН, для язычка я использовал старю двуручную пилу

  • Downvote 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скажите пожалуйста, на звук может повлиять марка стали? например сталь №3 или 30, 45, 60?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нет. Только если это не сталь язычка, но и в этом случае не стоит обращать внимания на один отдельно взятый параметр (выбирая варган; а вот делая - пробовать как можно больше разных вариантов!).

Изменено пользователем 0leg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Нет. Только если это не сталь язычка, но и в этом случае не стоит обращать внимания на один отдельно взятый параметр (выбирая варган; а вот делая - пробовать как можно больше разных вариантов!).

 

Спасибо Oleg!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В сети практически нет материалов по изготовлению варганов.Мастера походу конкретно шифруются,чтоб их не переплюнули!!! :jh:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Многие именитые мастера давно выпускают подробнейшие талмуды со всеми секретами, вроде http://www.oberton.pro/index.htm?id=522. Только на первом этапе главное - что бы повезло с материалом язычка и зазоры были маленькими, а остальное все уже нюансы.

 

http://www.oberton.pro/info/faq.htm#vargan_metall

http://www.oberton.pro/info/faq.htm#vargan_technologies

 

Советы мастерам - _каким_ делать варган

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Миротворец, обратите внимание также вот на такую книжку: http://www.oberton.pro/index.htm?id=522#main

И вот тут полезная информация:

http://rus.ilkhomus.com/?p=1113

http://rus.ilkhomus.com/?p=1077

 

Почитайте Форум, тут множество информации о физике варгана, о природе звука, о влиянии геометрических параметров на звук, о самодельных инструментах. Важный момент, помимо материала - частота вибрации язычка (темп наиболее выгодной по звуку игры зависит от попадания в кратную частоту колебания язычка, чтоб не глушить его а только поддерживать колебание - как на качелях, важно отталкиваться в нужный момент) и балансировка инструмента (слишком лёгкая рама не компенсирует колебания жёсткого язычка и приходит отдача рамой в зубы).

 

Очень хотелось бы послушать изготовленный именно Вами варган. Вливайтесь! :jh:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Carrey, спасибо за информацию, книга достойная, по мере возможности обязательно приобрету. Что касается изготовления варгана собственноручно, так руки чешутся давно, но до конца ещё не понятна философия инструмента. Для начала нужна искра "ПОРА", т.е. уверенность в том, что делаешь. У меня так было с двигателем Стирлинга. Сначала удивило само изобретение, потом модели изготовленные умельцами, потом несколько месяцев изучения философии двигателя и вынашивание модели. Когда я делал эту модель я знал, что она работать будет, но вот какой у неё будет звук при работе это было тайной. Всё получилось. Думаю с варганом будет так же. Сначала искра потом реализация. Обязательно попробую.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Пора" уже давным-давно, уважаемый Миротворец! Якутская традиция варганостроения активно развивается уже с 60-х годов 20-го века, а славяно-русская традиция только-только становится на ноги. Вся надежда на Вас! Главное -- нАчать, а там уже пойдёт как по маслу. По любым физическим вопросам -- обращайтесь сюда на Форум, люди обязательно помогут. По вопросам лирики -- дело индивидуальное, тонкое.

 

По философии кратко скажу следующее. Варган - один из древнейших инструментов, один из самых увязанных с исполнителем в единое целое. Варган без исполнителя никак не звучит - не прикасаясь к губам и зубам он лишь тихонько и недолго жужжит пружинкой. Весь звук варгана формируется исполнителем, механизм варгана служит лишь вибратором, задающим основной тон, исполнитель далее обогащает и усиливает звук, изменяя объём резонирующих полостей (рот, носоглотка, глотка, диафрагма, живот), манипулируя направлением, объёмом, давлением и прочими параметрами пропускаемого через варган воздуха. Великие исполнители называются "Хомусокентаврами" - термин, удачно выражающий степень объединённости исполнителя с инструментом в единое звучащее целое. Давно существуют автоматические механизмы (шарманки, музыкальные шкатулки, табакерки "с музыкой" и т.д., а теперь уже и роботы), пристойно играющие на струнных, духовых, ударных инструментах. Робот, прилично играющий на варгане -- по моему мнению, пока невозможен.

 

Широко известная фраза кого-то из Великих:

 

Задача Мастера-изготовителя - вложить свою душу в хомус (варган), задача Мастера-исполнителя - извлечь эту душу в процессе игры.

 

 

Я вот тоже думаю попробовать себя в варганостроительстве, пока подбираю заготовки для язычка, разные немаркированные германские крупные полотна для пиления древесины из HSS (быстрорежущая сталь). Самокальные полотна (типа тех что идут к фуговальным, фрезерным, строгальным станкам, рубанкам) не подошли, слишком жёсткие (хрупкие) и толстые, не удалось даже отсечь заготовку полоски на язычок, побил всё мелкими кусками. Но варган был бы знатный, челюсть бы сворачивал, и бить в него надо было бы обеими руками. HSS толщины около 0.6-0.8 должен подойти лучше, по мягкости похож на доромбовские. Рама - из любого материала, лишь бы сохранял параллельность рабочих рёбер и неизменный минимум зазора по всей рабочей длине к рёбрам язычка, был гигиеничен, приемлем для надёжного закрепления язычка. Для исследовательских и экспериментальных целей годится и разборное крепление винтом, винтами, хомутом, на клин. Пайка - бронзовыми, серебряными припоями (не свинцовыми).

 

Проверять язычки на пригодность (продолжительность вибрации, кручение при колебании, звук и т.д.) легко можно путём зажатия ширикого конца заготовки в тиски, прикрученные к резонирующей доске/деревянному ящику, а если подсвечивать люминисцентной лампой (или перед монитором с ЭЛТ-кинескопом, а в идеале - подсвечивая стробоскопом с регулируемой частотой) - то можно видеть "раскадровку" колебания пружины.

 

При выгибании колена язычка и при завивании петельки -- не забудьте про отпуск и последующую закалку. Хотя для нехрупких сталей можно и "на холодную", но останутся остаточные напряжения, недопустимые для профессиональных инструментов концертного уровня.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

О нет, я говорю о своём личном "ПОРА" для реализации такого проекта нужно созреть, не раз и не два изготовить варган в мозгах, внести в него что-то своё (эксклюзивное), дать форму (опять же эксклюзивную) корпусу, может быть дать название, поэксперементировать с язычком как по форме так и по закалке. А только потом прозвучит "ПОРА".

Очень понравились рассуждения о целостности инструмента и музыканта, точнее, наверное, не скажешь.

Что касается сталей для исполнения язычка, думаю поэксперементировать с нашей российской сталью 14Х40. Сталь хорошо калится даже в кустарных условиях, отчётливо меняет цвет при разных температурах, нержавеет. Какой цвет соответствует какой температуре и жёсткости можно найти в интернете. Есть, так же, идея изготовить язычок по принципу дамасской стали.

Потом, пока не понятен принцип двустороннего боя. Как не пытался отработать от себя всегда идёт лязг, судя по-всему от отжимной части язычка. Может нужно будет изменить угол загиба или головку язычка как-то по-другому загнуть. Задач уже много поставлено.

Копировать уже сделанные не хочется, буду создавать свой варган, русский, поэтому туфту ляпать тоже не хочу. Торопиться не надо, нужно выдать обществу полноценнй варган, хе-хе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Язычок - всему голова, без него даже начинать раму не имеет смысла. От выбора геометрии язычка будет зависить потребная масса рамы, длина дек, баланс в руке.

 

По закалке. Можно обойтись и без неё, если устраивают характеристики имеющейся заготовки. Кстати, при отрезании клина для язычка обратите внимание на перегрев по линии реза. Если будете откалывать по надбитой твердосплавным долотом линии - обратите внимание на повреждённую структуру по линии из-за ударов. Думаю, оптимально будет отрезать алмазной ленточной пилой с обильным охлаждением.

 

"Дамасская" сталь для варгана не имеет смысла, тут надо стремиться не к крепкости и самозаточке, а к максимальному продлению легкоуправляемого высокоамплитудного колебания. То есть - чем дольше колеблется, чем легче характер колебания изменяется от дуновения на язычок - тем лучше. При этом он должен выдерживать множество таких колебаний, быть достаточно упругим для этого. Поэтому хорошо подходит сталь от листовых рессор, соответственно расклёпанная до нужной толщины.

 

По колену. На Форуме уже писалось, что разница в звуке при ударе "на себя" и "от себя" зависит от упругости колена язычка. Если загиб достаточно твёрд, то ударяя "от себя" длинная рабочая часть язычка выгибается "к себе" и далее вибрирует по-другому. Если загиб колена упругий, то при ударе "от себя" изгибается также и колено, далее вибрирует не только язычок но и петелька вибрирует по отношению к точке изгиба колена, вибрации налагаются, образуя характерное низкое "дребезжание". В технологически идеальном случае удары "от себя" и "на себя" по звучанию не различаются, хотя многим нравится именно наличие этой разницы (добавляет возможностей).

 

Ничего пока не загибайте. Если нет брака, то любые изменения геометрии (и даже зачистка от заусенцев, если, например, инструмент никелированный) ухудшат инструмент. Загибание колена и завивка петельки в колечко "на холодную" приводит к перелому язычка, если он изготовлен из хрупких сталей (например, хромистая у доромбов). Для отпуска колена и петельки надо знать сорт металла, чтобы потом правильно его закалить. Я лично на холодную подгибал свои алтайский Поткина и дрымбу Пяточенко, очень понемногу и аккуратнейшим образом, только потому, что штатные параметры были неприемлемы (резонансный диссонанс с лёгкой рамой у алтайца, неприятный тон у белоруса).

 

Принцип двустороннего боя - бой к себе и от себя. Применяется для простого ускорения темпа вдвое либо для разнообразия звучания (удар от себя после удара к себе прерывает первый звук и выдаёт иной следующий - резкий контрастирующий акцент). Особенно красиво в якутском варианте быстрого чередования "якутский удар к себе -- открытая ладонь от себя -- ладонь к себе", см. Анна Саввина:

 

Выдавайте обществу любые образцы на любой стадии Ваших проектов, фото, видео, аудио -- это поможет нам сообща продвигать и популяризировать варганную музыку. "Сразу полноценный" -- не стремитесь, будет отлично уже когда найдёте оптимальную заготовку язычка, которая будет вибрировать столь же долго как АККУРАТНО ЧЕРЕЗ ДОЩЕЧКИ зажатый в тиски любой готовый варган и не будет ломаться при этом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обобщение информации о физике варгана и экспериментальные данные:

 

http://vk.com/topic-12786009_22377761

 

http://vk.com/topic-20139458_24100374

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну нет, дорогой генасвали carrey! Рубить язычки из пил и рессор???!!! Ёлы-палы, мы с Вами столько разговаривали о душе варгана, о высоком мастерстве и т.д. Мой давнишний Гуру как-то сказал, хе-хе: "...Проси больше от жизни - там сколько дадут..." Можно сколько угодно пробовать и эксперементировать с пилами, пилками и линейками, но удивительного результата не будет, потому что в этот металл душу уже вложили (конструктор, те кто изготавливает эти пилы и многие другие) и выдаватьать такой варган будет как пила потому что сталь эта разработана для пиления и аммортизации. Можно ещё использовать пружины от старых будильников и т.д. Мне кажеться что если вкладывать во что-то душу, то только с чистого листа.

Спасибо за ссылки, дебаты очень интересные и поучительные.

На видео Мастер, причём замечу, красивый мастер, впечатлён.

На счёт дамасской стали Вы зря. По этой технологии можно изготовить крепкий, тонкий и оччень эластичный язычок, сам принцип уже говорит о многом.

Сегодня начал эксперименты с 40Х13. Расковал пруток (почему-то мне кажется что язычок должен быть непременно кованный, при ковке изчезают микропоры в куске металла + уплотняется структура решётки), на шкурке снял всё лишнее получил пластину в 2 мм)

Далее доложусь уже по-концу эксперимента.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ну нет, дорогой генасвали carrey! Рубить язычки из пил и рессор???!!! Ёлы-палы, мы с Вами столько разговаривали о душе варгана, о высоком мастерстве и т.д. Мой давнишний Гуру как-то сказал, хе-хе: "...Проси больше от жизни - там сколько дадут..." Можно сколько угодно пробовать и эксперементировать с пилами, пилками и линейками, но удивительного результата не будет, потому что в этот металл душу уже вложили (конструктор, те кто изготавливает эти пилы и многие другие) и выдаватьать такой варган будет как пила потому что сталь эта разработана для пиления и аммортизации. Можно ещё использовать пружины от старых будильников и т.д. Мне кажеться что если вкладывать во что-то душу, то только с чистого листа.

Большинство варганов, однако, имеют язычки именно из таких, самых что ни на есть бездушных, материалов;) А высокие материи это уже у каждого обладателя в голове, вплоть до культов... И это не только с варганам, а вообще со всем...

  • Upvote 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Большинство варганов, однако, имеют язычки именно из таких, самых что ни на есть бездушных, материалов;) А высокие материи это уже у каждого обладателя в голове, вплоть до культов... И это не только с варганам, а вообще со всем...

Согласен, но все относительно, и как раз эти материи в голове и делают чудеса, которым уже потом находится научное объяснение )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К вышеизложенному Олегом добавить могу лишь то, что модифицирование заготовки из банальных кусков стали (пружины, линейки, лезвия, рессоры и т.д.) вполне вкладывает душу изготовителя в язычок, заменяя душу изготовителя исходного изделия. Экспериментальным путём подобрать длину, коэфициент клиновидности, нелинейное заужение, неравномерную толщину, стачивание толщины в определённых местах, утолщение в изгибе колена, угол и радиус загиба колена, длину колена, форму размер и вес петельки, отпуск и закалку колена и петельки, жёсткость крепления язычка к раме, углы величину и место заточки кромок язычка и туеву хучу других параметров, заметно влияющих на звучание варгана (это ещё помимо рамы!) - это всё-таки многого стоит, согласитесь. Не стоит пренебрежительно относиться к металлу. "Поменьше лирики и побольше физики"™, уважаемый!

 

По "дамасской" стали - встречал упоминание только об одном русском варгане с таким язычком, звука не слышал, отзывов исполнителей - тоже. Скорее всего, экспериментальная модель.

 

По кованным язычкам - не встречал ни таких варганов, ни упоминаний о том, что так делают. Рамы - да, и отковывают из отливок (классические "архаичные"), и перековывают (прессуют) из прутков (якутские), также отливают в готовые формы (европейские), просто выгибают из прутков (дрымбы), сваривают из пластин (тольяттинские), и даже перевыгибают из шплинтов (см. техническое творчество ув. Варганиста). Язычки везде гладкие, без наклёпа. В некоторых случаях заготовка язычка ровняется прокатыванием через ряд подшипников, но там накатка минимальна, думаю она не влияет на параметры вибрации и стойкости.

 

Впрочем, "твори - выдумывай - пробуй"! Обязательно расскажите о проделанной работе и полученных экспериментальных данных, даже при неполном удовлетворении от результата!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Согласен, но все относительно, и как раз эти материи в голове и делают чудеса, которым уже потом находится научное объяснение )

Спасибо за понимание!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
К вышеизложенному Олегом добавить могу лишь то, что модифицирование заготовки из банальных кусков стали (пружины, линейки, лезвия, рессоры и т.д.) вполне вкладывает душу изготовителя в язычок, заменяя душу изготовителя исходного изделия. Экспериментальным путём подобрать длину, коэфициент клиновидности, нелинейное заужение, неравномерную толщину, стачивание толщины в определённых местах, утолщение в изгибе колена, угол и радиус загиба колена, длину колена, форму размер и вес петельки, отпуск и закалку колена и петельки, жёсткость крепления язычка к раме, углы величину и место заточки кромок язычка и туеву хучу других параметров, заметно влияющих на звучание варгана (это ещё помимо рамы!) - это всё-таки многого стоит, согласитесь. Не стоит пренебрежительно относиться к металлу. "Поменьше лирики и побольше физики"™, уважаемый!

 

По "дамасской" стали - встречал упоминание только об одном русском варгане с таким язычком, звука не слышал, отзывов исполнителей - тоже. Скорее всего, экспериментальная модель.

 

По кованным язычкам - не встречал ни таких варганов, ни упоминаний о том, что так делают. Рамы - да, и отковывают из отливок (классические "архаичные"), и перековывают (прессуют) из прутков (якутские), также отливают в готовые формы (европейские), просто выгибают из прутков (дрымбы), сваривают из пластин (тольяттинские), и даже перевыгибают из шплинтов (см. техническое творчество ув. Варганиста). Язычки везде гладкие, без наклёпа. В некоторых случаях заготовка язычка ровняется прокатыванием через ряд подшипников, но там накатка минимальна, думаю она не влияет на параметры вибрации и стойкости.

 

Впрочем, "твори - выдумывай - пробуй"! Обязательно расскажите о проделанной работе и полученных экспериментальных данных, даже при неполном удовлетворении от результата!

Мнение Ваше с Олегом очень уважаю, вы, кстати, и являетесь моими вдохновителями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну собственно есть первые результаты.

На фотографии отшлифованная КОВАННАЯ заготовка высотой в 2 мм. Поскольку кузнец я неважнецкий заготовка расковывалась из прутка 14 мм сталь 40Х13 до толщины 4 мм +/- 1,5 мм. Дабы можно было снять наклёпы и вкрапления до чистого металла. Далее, болгаркой на малых оборотах от заготовки отрезана ппластина в 6 мм. Потом пластина вручную на шлиф.станке доведена до искомых размеров. Пластина отшлифована с уменьшением размера от хвостика к острию от 1мм до 0,4 мм. Почему так сделал, пока не знаю. Эксперимент, однако.

Теперь выводы. Тест на вибрацию показал, что будущий язычок вибрирует с долгим затуханием и достаточно упругий, похоже что и термообработки не потребуется. Ну ещё подумаю над этим.

Именно ковка открывает огромное поле деятельности как по форме язычка так и по его структуре.

post-1018-1340817511_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ну собственно есть первые результаты.

На фотографии отшлифованная КОВАННАЯ заготовка высотой в 2 мм. Поскольку кузнец я неважнецкий заготовка расковывалась из прутка 14 мм сталь 40Х13 до толщины 4 мм +/- 1,5 мм. Дабы можно было снять наклёпы и вкрапления до чистого металла. Далее, болгаркой на малых оборотах от заготовки отрезана ппластина в 6 мм. Потом пластина вручную на шлиф.станке доведена до искомых размеров. Пластина отшлифована с уменьшением размера от хвостика к острию от 1мм до 0,4 мм. Почему так сделал, пока не знаю. Эксперимент, однако.

Теперь выводы. Тест на вибрацию показал, что будущий язычок вибрирует с долгим затуханием и достаточно упругий, похоже что и термообработки не потребуется. Ну ещё подумаю над этим.

Именно ковка открывает огромное поле деятельности как по форме язычка так и по его структуре.

 

А длинна какая?

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А длинна какая?

Длина порядка 150 мм. Как бы с запасом. Лишнее всегда можно отпилить.

  • Downvote 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кто что думает о торсионном закручивании язычка при игре, когда язычок извивается и задевает за деки (причина - удар под углом к рабочей плоскости колебаний; произвольные извивания хвостовой части из-за параметров металла; наложение хаотичных вибраций колена-петельки из-за ослабленного/утончённого изгиба колена и т.д.)? Я видел варганы с язычком, по осевой линии которого выполнена впадина (как на мечах). А что если сделать язычок профилированным (например, в разрезе по центру будет крестообразным, или с двумя выступающими рёбрами сверху и снизу, рабочие кромки как обычно заточенные) для уменьшения кручения?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Кто что думает о торсионном закручивании язычка при игре, когда язычок извивается и задевает за деки (причина - удар под углом к рабочей плоскости колебаний; произвольные извивания хвостовой части из-за параметров металла; наложение хаотичных вибраций колена-петельки из-за ослабленного/утончённого изгиба колена и т.д.)? Я видел варганы с язычком, по осевой линии которого выполнена впадина (как на мечах). А что если сделать язычок профилированным (например, в разрезе по центру будет крестообразным, или с двумя выступающими рёбрами сверху и снизу, рабочие кромки как обычно заточенные) для уменьшения кручения?

Как раз сегодня получил по зубам от своего "Ручейка" и начал кумекать: "Какого рожна". Думаю, что виновато прежде всего колено, имеется ввиду вся ударная часть. Это оно дополнительно тормозит колебание язычка не принося никакой особой пользы. От неточного удара (наискось) коленце, соответственно, начинает вибрировть по направлению удара, естественно колебание всего язычка так же меняется, но это в большей части наблюдается у серийных варганов с мягкими пластинами и длинной ударной частью.

Думаю, что сам язычок нужно делать с уменьшением размера по высоте от основания к острию (смотри доклад выше, хе-хе). Второй вариант как у Горинга - такой проблемы я там не заметил. Ну и само колено: есть идея, в перспективе, развернуть ленту ударной части на 90 градусов, может отковать или сделать её круглой. Например ковка позволит утяжелить язычок и сделать сопряжение язычка с ударной частью более жёсткой. Только сначала хочу сделать варган, понять, что на правильном пути, ну а дальше можно и поэксперементировать.

 

Что касается "язычка - меча" мысль классная, если это как бы "кровостёк", а вот если это грань, то такой язычёк можно сделать только прокатыванием, но вот каковы будут колебания...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня закончил язычок. Очень тонкая работа, не хватает навыка. Но вроде бы получилось, хотя сомнения на счёт долгосрочной его работы появились. Думаю нужно пожарить его в духовке при 200 градусов, часиков на 6 с естественным остыванием, это должно снять внутренние напряжения металла.

post-1018-1340991063_thumb.jpg

post-1018-1340991094_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×