Перейти к содержимому
Форум варганистов
carrey

Принципы работы варганов

Recommended Posts

Спасибо за разъяснения! Попробую поэкспериментировать.

 

Меня вот ещё что беспокоит... Нигде не нашёл чёткого описания физики звукоизвлечения варгана, каким образом влияют на звук конкретные параметры инструмента. Скажем, как образуется звук варгана вообще? Вихреобразование при частой встрече двух заострённых кромок (деки и язычка, сверху и снизу)? Как влияет степень остроты заточки кромок язычка, влияет ли двусторонность заточки? Как влияет на звук величина зазора между деками и язычком? Острота угла заточки дек? Угол разворота заточки деки? По язычку более-менее понятно - упругость материала, длина колеблющейся части от точки крепления до колена. А по телу варгана - есть ли ньюансы, влияющие на акустику?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Посмотрите вот здесь табличку http://vargan-msk.livejournal.com/47251.html

Огромное спасибо.... icon_friendship.gif пора на стенку вешать. Я видел эту ссылку,но давно...просто пришел к тому,что я собственно и ничего сказать то не могу о варгане. Придет что то,и кроме того,что это хороший,аль плохой инструмент,добавить часто не чего...а щаз начал обращать очень пристальное внимание..на язычек,раму ,и тд тп... вобщем темка полезная на самом деле.Очень. icon_clever.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Точь-в-точь такие же изгибы язычков имеются на якутских хомусах Шепелева и Г.Г.Бурцева. ИМХО, благодаря этим изгибам именно эти якутские хомусы вполне пристойно звучат при обратных ударах. Это ценное качество почти не встречается у других якутских инструментов.

Изгиб этот выполянет одну задачу - обеспечивает параллельность рабочей язычка декам и точную посадку между ними (т.е. впритык к кромкам по всей длине). Многие делают это, чуть подгибая саму раму (глазом даже трудно заметить), у кого-то паз для крепления язычка к раме очень глубокий и "само получается"; кто-то просто не обращает внимания... А обратность удара зависит от всего в комплексе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По вопросу обратного удара... Тут сильное влияние формы изгиба колена. При прямом ударе колечко язычка описывает окружность с центром в месте крепления язычка к раме. Колено практически не изгибается, ибо оно близко к этой описываемой окружности. А вот при обратном ударе, особенно если направление удара идёт не по окружности а по касательной (грубо говоря - бьём не строго прямо от себя а вперёд по диагонали) - то колено деформируется и пружинит. Наложение вибрации колена на вибрацию язычка даёт (обычно) неприятный дребезг. Это паразитный звук, хотя вполне применяемый в игре как дополнительное разнообразие звучания.

 

Почему дребезжат при обратном ударе не все хомусы - я думаю, тут дело в жёсткости материала язычка и длине колена. Если язычёк достаточно жёсткий, а колено не слишком длинное - то при изгибании колена на обратном ударе изгиб не успевает "набрать" достаточной "потенциальной энергии", чтобы при отпускании удара (когда рука уже не касается язычка) дребезг был заметен.

 

Впрочем, я тут дилетант, могу и фатально заблуждаться. Но алтайский Поткина у меня всегда дребезжит на обратном, а дрымба Пяточенко - никак нет, как ни заставляю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Почему дребезжат при обратном ударе не все хомусы - я думаю, тут дело в жёсткости материала язычка и длине колена. Если язычёк достаточно жёсткий, а колено не слишком длинное - то при изгибании колена на обратном ударе изгиб не успевает "набрать" достаточной "потенциальной энергии", чтобы при отпускании удара (когда рука уже не касается язычка) дребезг был заметен.

У якутов в основном язычки жесткие, но многие из них дребезжат. С другой стороны, многие гораздо более мягкие варганы к этому не склонны.

Дописано: Хотя что-то в этом есть. У меня есть Батырканов, у которого звук обратного удара довольно грязный, колено там значительно длинее пропорционально к общей длине язычка, чем у всех других моих варганов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я имею в виду именно жёсткость места изгиба. То есть, колено загнутое без предварительного отпуска - будет жёстче чем отпущенное и не закалённое впоследствии.

 

Оченно хотелось бы почитать книжку про теорию звука варгана. У меня есть такая про колокола (с формулами, полная физика звука) - а вот про варганы, насколько мне известно - никто пока не написал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я имею в виду именно жёсткость места изгиба. То есть, колено загнутое без предварительного отпуска - будет жёстче чем отпущенное и не закалённое впоследствии.

 

Оченно хотелось бы почитать книжку про теорию звука варгана. У меня есть такая про колокола (с формулами, полная физика звука) - а вот про варганы, насколько мне известно - никто пока не написал.

 

Теоретически- задача о колебании струны, закрепленной с одного конца. На практике есть еще дека, которая компенсирует колебания от струны в точке крепления и при этом сама участвует во вторичных колебаниях от этого будет определенная сложность, плюс к этому сам человек участвует непосредственно в звукоизвлечении в качестве резонатора. Без человека жесткозакрепленная струна описывается математически элементрано, влияние деки, ее резонанс должно сильно усложнить расчеты, а еще если туда включить человека то не знаю как считать тогда =)

Лучше играть, а не считать :jh:

Хотя если серьезно, то интересно посчитать струну жестко закрепленную у основания и как влияет на получающиеся обертоны переменная толщина струны. Может как-нить напрягусь и построю модель

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласен, но частично. Как мне представляется - варган звучит прежде всего от резонатора - ротовой полости. Звук возникает от вибрации язычка, через деки и зубы. Крепление язычка к кольцу рамы, упругость дек - ничуть не менее важны, чем сам язычёк. Обертоны, думаю, возникают везде где только могут - переменное сечение, толщина и заточка язычка; колено язычка; крепление к деке; сами деки; протяжённость и место упора дек к зубам. Это параметры, первоначально влияющие на саму вибрацию. Вторичное влияние - сила удара; его длительность ("долгий удар", как-бы ведущий колечко язычка до отпускания); подтормаживание вибрации языком изнутри язычка, пальцем в кольце рамы, воздухом; управление деками (сжатие-разжатие, разный ухват, перемещение точки упора к зубам при ударе). Далее уже факторы, влияющие на резонирование - артикулирование объёмом и формой резонатора; управление вибрации потоком воздуха (медленное дыханием и быстрое диафрагмой); резонирование с голосом и так далее до бесконечности.

 

Интересен не сам расчёт, а теория вроде моего вышеизложенного дилетантского видения проблемы звукоизвлечения. Например, про колокола интересно было почитать про резонансные пояса, которые специально рассчитываются и обтачиваются изнутри в колоколах для улучшения звука. Интересно было бы почитать нечто аналогичное и про варганы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Звук возникает от вибрации язычка, через деки и зубы.

Звук, такой каким мы его слышим, возникает от резонанса воздуха в любом замкнутом объеме, приставленным к тихо жужжащему язычку. См. "резонанс", "стоячие волны".

 

Крепление язычка к кольцу рамы, упругость дек - ничуть не менее важны, чем сам язычёк.

Рама не должна порождать посторонних (диссонирующих с частотой колебаний язычка) призвуков и ощущений, все.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ваше трактование ложно 8) ибо не объясняет отсутствие долгого мощного звука при зажимании дек через мягкие губы, гасящие вибрации. Я настаиваю на том, что общий резонанс вызывается низкочастотной вибрацией через твёрдые материалы (язычёк-деки-зубы-череп), а не акустически слышимой.

 

В любом случае буду признателен за наводки на литературу по теме.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ваше трактование ложно 8) ибо не объясняет отсутствие долгого мощного звука при зажимании дек через мягкие губы, гасящие вибрации.

 

При губном удержании начинает вибрировать рама - эти колебания в разы уменьшают колебания язычка, т.е. сам язычок уже не колеблется. Большая часть энергия колебаний уходит на банальное движение рамы...

 

Точно так можно приложить к краю стола металлическую линейку, очень крепко прижать, ударить и она будет долго вибрировать, а если взять ее целиком в мягкую руку - выдаст 2-3 колебания максимум. Противоположный пример - можно взять варган плоскогубцами или примотать к держалке и он будет звучать так же громко, как лежащий на зубах. А та же самая вибрация в открытом воздухе без камеры-резонатора дает очень слабый звук.

 

А совсем классический пример - гитара - а) струна "в космосе" и б) рядом с резонатором.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Извините, но Вы опять не правы. Только что взял и зажал в тиски за кольцо рамы дрымбу Пяточенко и для проверки также алтайский Поткина. Вибрация рамы минимальна. Сила звука - та же, что удерживая раму в воздухе рукой. Меняется только продолжительность вибрации язычка варгана. Для доп.проверки зажал в тиски и в плоскогубцы за деку. Результат аналогичен. Да и не может быть иначе.

 

Более того. Прикладывал с касанием и без касания дек разного размера консервные банки. Ничего даже отдалённо напоминающего звук варгана - немного усиленный звук вибрации пружинки язычка варгана и не более того.

 

Так что пока делаю тот же вышеизложенный вывод - резонация черепа низкочастотным возбуждением язычка варгана + дополнительная артикуляция потоком воздуха и изменением формы и объёма резонатора.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Так что пока делаю тот же вышеизложенный вывод - резонация черепа низкочастотным возбуждением язычка варгана + дополнительная артикуляция потоком воздуха и изменением формы и объёма резонатора.

Поиграйте на дан-мои (hint: посмотрим, как от варгана, который вообще не касается зубов, будет резонировать череп)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Извините, но Вы опять не правы. Только что взял и зажал в тиски за кольцо рамы дрымбу Пяточенко и для проверки также алтайский Поткина. Вибрация рамы минимальна. Сила звука - та же, что удерживая раму в воздухе рукой. Меняется только продолжительность вибрации язычка варгана. Для доп.проверки зажал в тиски и в плоскогубцы за деку. Результат аналогичен. Да и не может быть иначе.

 

Более того. Прикладывал с касанием и без касания дек разного размера консервные банки. Ничего даже отдалённо напоминающего звук варгана - немного усиленный звук вибрации пружинки язычка варгана и не более того.

 

Так что пока делаю тот же вышеизложенный вывод - резонация черепа низкочастотным возбуждением язычка варгана + дополнительная артикуляция потоком воздуха и изменением формы и объёма резонатора.

 

Сделайте с варганом такой опыт- передвинте варган как можно ближе к основанию и поиграйте. Особенно это заметно на варганах с длинной дугой- звука практически не будет- останется только низкочастотная вибрация. Это так называемая контрвибрация от корпуса варгана. Она как раз и есть та низкочастотная вибрация, которая передается по черепу, и вызывает разные оптические эффекты- двоение изображения, к примеру. В формировании основного звука принимает участие открытый резонатор- полость рта и вибрирующий в этом резонаторе язычек. Все. Когда вы играете люди вокруг слышат вибрации передаваемые через воздух. Череп ваш тут не причем.

Что делает дыхание- эффект примерно такой же как у сирены скорой помощи- там поток воздуха нагнетается на вращающийся диск с дырками, в результате происходит срыв потока и возникновение зон пониженного-повышенного давления, а разница давлений и создает звуковую волну. Чем больше перепад давления на форнте волны, тем громче звук. С варганом то же самое- язычек вибрирует, поток воздуха тормозится язычком- перепад больше, звук усиливается. Меняя объем резонатора- полости рта можно заставлять резонировать разные гармоники(обертоны) натурального ряда от основного тона и выше.

Ваш опыт с банкой перенесен в играющий вариант- варгофон. На этом сайте есть такой и его звук то же присутствует.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Аргумент дан-мой безоговорочно принимается! Лично не пробовал и вряд-ли скоро доведётся, но на видео видел. Однако его звук совсем слабый и не долгий. Попробую сделать сам и отпишусь о результатах экспериментов (не подскажете ли схемы раскроя, толщину материала, форму щелей, способ игры?).

 

Тогда поставлю вопрос так - если звукоизвлечение варгана в основе своей акустическое, почему нет в природе инструментов подобного типа но с внешним резонатором (мотивация возникновения: для упрощения игры, одной рукой; полифоничность и многотональность - несколько язычков-вибраторов)? У африканцев есть санса, может быть это как раз оно самое - варган "без головы"? Тем более, что в энциклопедии музыкальных инструментов мира варган и санса на соседних страницах, в разделе идиофонов (самозвучащих).

 

Ещё интересный "факт" оттуда: "Варганы используются при ухаживании". В якутском эпосе нет ничего на эту тему?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ingoa, спасибо, теперь более-менее понятно. Не возьмётесь ли оформить статью в соотв. тему (чуть ниже в разделе)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Тогда поставлю вопрос так - если звукоизвлечение варгана в основе своей акустическое, почему нет в природе инструментов подобного типа но с внешним резонатором (мотивация возникновения: для упрощения игры, одной рукой; полифоничность и многотональность - несколько язычков-вибраторов)? У африканцев есть санса, может быть это как раз оно самое - варган "без головы"? Тем более, что в энциклопедии музыкальных инструментов мира варган и санса на соседних страницах, в разделе идиофонов (самозвучащих).

Санса - это то же, что калимба, что ли? Литвинов, в теме которого мы развели этот флуд, даже, кажется, калимбы делает наряду с варганами, явно родство чувствует ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ingoa, спасибо, теперь более-менее понятно. Не возьмётесь ли оформить статью в соотв. тему (чуть ниже в разделе)?

 

Лучше попросить модератора всю эту кучу куда-нибудь вынести в отдельную тему, а то тут про варганы Литвинова говорят, а мы нафлудили :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Тогда поставлю вопрос так - если звукоизвлечение варгана в основе своей акустическое, почему нет в природе инструментов подобного типа но с внешним резонатором (мотивация возникновения: для упрощения игры, одной рукой; полифоничность и многотональность - несколько язычков-вибраторов)?

Ну, коль и правду не тролль... :) Беримбау такой инструмент называется, принцип в нем тот же. Вариативность значительно ниже, чем у варгана

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Извините, но Вы опять не правы. Только что взял и зажал в тиски за кольцо рамы дрымбу Пяточенко и для проверки также алтайский Поткина. Вибрация рамы минимальна. Сила звука - та же, что удерживая раму в воздухе рукой. Меняется только продолжительность вибрации язычка варгана. Для доп.проверки зажал в тиски и в плоскогубцы за деку. Результат аналогичен. Да и не может быть иначе.

Подозреваю, вы его ко рту (к губам) при этом не прикладывали;)

 

 

Более того. Прикладывал с касанием и без касания дек разного размера консервные банки. Ничего даже отдалённо напоминающего звук варгана - немного усиленный звук вибрации пружинки язычка варгана и не более того.

Другой пример - приложите варган к зубам, но раскройте губы - звук станет очень тихим -> прилегание емкости "резонансной банки" должно быть максимально плотным...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Можно сделать внешний варган, работающий без головы- взять камертон и резонаторный деревянный ящик с высотой пропорциональной четверти длинны волны

1/4L, 3/4L, 5/4L и.т.д. где L- длинна волны камертона. Будет громко очень, если высота ящика будет хорошо подобрана. В школе еще помню был опыт- мензурка в которую постепенно наливали воду, сверху камертон, при определенном объеме такого открытого резонатора звук становился громче.

Вот так же и мы при игре, меняя объем полости рта выделяем гармоники(обертона) варгана

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×