Скорее, я познакомился с инструментом в целом, когда мелодии слышали поменьше в пределах страны, чем сейчас. КМК Владимир с Ириной эту историю к нам и втащили по большей части.
Да, на самом деле, ничего сильно необычного в рамках любительского знакомства с варганом я не делал. За первый год посмотрел какие инструменты на рынке доступны (ну просто интересно), всякие видосики, которых было поменьше, ну и полез перелопачивать группу в vk и всё, что с ней рядом, т.к. хотелось ну хоть какую-то систематизацию, то есть перед глазами и в голове иметь то, что можно с инструментом делать потихоньку. В Обертоне джемы еще начались и конкурсы. Попозже вся эта тема еще более отчетлива замента в сети, в т.ч. в международных соц сетях. У носителей оно всегда было, но мало кто заморачивался это всё на публику нести.
Чего еще, ну еще слушал по многу-многу раз записи с дисков из доступного. После работы (на тот момент было лично со всем попроще) просто брал инструменты и очень настойчиво пытался как-то всё это по частям разбирать и как получается играть. КМК тут очень помогает желание и интерес к делу, когда слышишь что-то очень непонятное и хочешь разобраться откуда у всего этого ноги растут. По началу с этим можно вечерами прям залипать. Плюс там же сразу начинают выползать сопутствующие темы: а как это всё записывать на аудио, а как на бумагу, а откуда это вообще в культуре у носителей, что вообще люди пытаются с инструментом делать, чем на фестивалях занимаются. Короче говоря, как с любыми хобби бывает, просто засел ковыряться.
А по поводу практики с мелодиями - мне вообще кажется, что у инструмента в этом плане всё органично и естественно, чтобы начать: достаточно чисто выделять отдельные ступени он дает определенным образом, и это напоминает пение что ли (не занимался). Потом из этого пытаешься что-то собрать. Тут оказывается, что уже есть какая-то готовая муз теория в принципе, чтобы людям можно было на общем языке общаться, и плюс / минус считываемые законы как в той же норвежской традиции мелодии строятся. Кстати, с ритмом еще можно на очень долго застрять, но это нормально.
Ну и выше упоминал уже, общение с такими же живыми людьми очень помогает. Можно получить подсказки как что-то по технике делается, например, да и вообще весело. При том при всём никто ж не запрещает всякие не квадратно-гнездовые эксперементальные штуки играть вместе.
По конкретным разным мелодиям - да как, взял, что смог, и как смог разобрал это что-то, и ходишь неделю / другую что-то на эту тему пытаешься повторять и повторять. Может звучать странно со стороны, но подходящий инструмент нужно просто всегда тоскать с собой, чтобы между делом что-то пытаться, да и настрой как-то это всё поднимает
А, ну и еще всякое вроде изотерики с варганом, new age релатед штуки в моей картине мира нет, поэтому всё сопуствующее просто сразу отсек. Значения в разных культурах, само собой, не отрицаю.